Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Регионы жонглируют статистикой: за год доля нормативных дорог в некоторых из них упала более чем в два раза

10 апреля 2019 г.09:49

За год доля нормативных дорог в некоторых из них упала более чем в два раза

Министерство транспорта собирается подключить «специальные силы и спецслужбы» для проверки данных, предоставленных регионами в рамках исполнения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Доля дорог, соответствующих нормативам (то есть ровных и без ям), в ряде субъектов федерации за год упала более чем в два раза. Подобная ситуация наблюдается, в частности, в Амурской и Магаданской областях. Речь может идти об умышленном изменении статистики, чтобы претендовать на больший объем финансовой помощи из федерального бюджета, предполагают эксперты.

Ситуация с выполнением национального «дорожного» проекта обсуждалась на селекторном совещании в Министерстве транспорта. Выяснилось, что доля дорог, находящихся в нормативном состоянии, за год в среднем по России упала с 43,1% до 42,4%, рассказал глава ведомства Евгений Дитрих (при этом в предшествующие годы тенденция была противоположной).

Так, в конце 2017-го года власти Амурской области отчитались, что в регионе отремонтировано 75% дорожной сети, а в конце 2018-го года — лишь 30,2%. В Магаданской области показатель упал с 70,5% до 17%. Министр транспорта призвал подключить «специальные силы и службы, чтобы они дали правовую оценку тем показателям, которые регионы предоставляли, а потом вот так вот упали».

Напомним: в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» до конца 2024-го года на приведение в нормативное состояние дорожной сети планируют потратить около 4,1 трлн. рублей. Благодаря этим средствам, в частности, доля отремонтированных региональных дорог должна вырасти с 43,1% (конец 2017-го года) до 50,9%. Для каждого субъекта федерации утвержден пятилетний план. В 2019-м году регионы получат из федерального бюджета 106 млрд. рублей.

Предшествующий ремонтный сезон завершился осенью, новый начинается только сейчас, говорит глава Общественного совета при Министерстве транспорта Михаил Блинкин: вряд ли за полгода состояние дорог могло ухудшиться вдвое. «Если так, это вызывает серьезные вопросы — минимум год ремонт должен держаться», — отмечает он. Некоторые субъекты федерации, рассчитывая получить дополнительное федеральное финансирование, могли за год включить в состав региональной сети, к примеру, дороги сельскохозяйственного назначения, предполагает Михаил Блинкин, что и привело к увеличению доли неотремонтированных дорог. «Нельзя исключать и элементарную техническую неграмотность в работе со статистикой», — отмечает он.

Последние годы дорожная сеть в регионах находилась в состоянии хронического недофинансирования, говорит генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин, поэтому дорожные службы выбирали для очередного ремонта «между плохими и очень плохими дорогами». При этом, отмечает он, полноценная инструментальная диагностика выполняется далеко не всегда, как правило, дело ограничивается визуальным обследованием: «Но когда в повестке возникли нацпроект и дополнительное финансирование, в некоторых регионах к диагностике стали подходить более тщательно».

Игорь Старыгин также заметил, что дорожная сеть многих регионов включает грунтовые дороги и дороги с так называемым переходным типом покрытия (гравий, щебень и каменные материалы). «В той же Амурской области были серьезные паводки, значительная часть таких дорог могла просто быть уничтожена, — отмечает Игорь Старыгин. — Хотя в двукратное снижение доли дорожной сети в нормативе за год верится слабо».

Данные от регионов еще на этапе формирования национального проекта в 2017-м году были «лукавыми», утверждает депутат Государственной Думы, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ» Александр Васильев. «Полноценную диагностику никто не делает, на это требуются колоссальные деньги, — говорит он. — Нынешняя методика по обследованию сети может применяться только Росавтодором на федеральных дорогах: только у него есть на это ресурсы и техника. Минтранс должен был подготовить упрощенный вариант для регионов, но так и не сделал».

Александр Васильев отмечает, что половина дорог в России являются гравийными, отремонтировать их гораздо дешевле, чем асфальтовые (5 млн. рублей против 30 млн. рублей за ремонт 1 км дороги). «Можно «нарисовать» какую угодно базовую цифру, а потом за год нарастить ее на 20%, выставив себя в лучшем свете», — предполагает он. Подходы к оценке состояния дорог могли поменяться и с приходом в регионы новых губернаторов, отмечает источник «Коммерсанта» в дорожной отрасли.