Реформу ОСАГО снова корректируют: все действующие коэффициенты останутся, а из нового — только зависимость тарифов от количества нарушений ПДД

21 ноября 2019 г.14:08

Депутаты подготовили свой вариант реформы ОСАГО

flickr.com

Будущую реформу ОСАГО не устают корректировать. В среду, 20-го ноября, депутаты внесли в Государственную Думу свой вариант индивидуализации тарифов. В отличие от того, что ранее подготовило Министерство финансов, депутатский законопроект оставляет коэффициенты мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, не предусматривает зависимости цены полиса от стиля вождения, не расширяет тарифный коридор и не повышает страховые выплаты за вред жизни и здоровью до 2 млн. рублей.

Таким образом, основное, что депутаты предлагают изменить в действующей тарификации ОСАГО, — это дать страховщикам возможность учитывать при определении стоимости полиса количество допущенных клиентом нарушений ПДД.

К таковым будут относиться неоднократные в течение года превышение скорости на 60 км/ч и больше, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет. Засчитываться, естественно, будут лишь те факты, которые зафиксированы лично инспектором ДПС, а никак не дорожными камерами.

Еще одним важным обстоятельством будет доказанное управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического и пр. опьянения. Такое нарушение, правда, не будет постоянно довлеть над стоимостью полиса. Только тогда, когда договор страхования заключается в течение года после того, как истек срок административного наказания в виде лишения прав.

По сути, лишь к этому и сведется намеченная индивидуализация тарифов. Все остальные принципы тарифообразования останутся без существенных изменений.

Хотя изначально, конечно, реформа ОСАГО обещала быть куда как масштабней.

Напомним: по проекту Министерства финансов, с 1-го января нового года должен был исчезнуть коэффициент территории преимущественного использования автомобиля. То есть с этого времени при определении цены полиса вообще не имело бы значения, по свободной сельской местности или по загруженному транспортом городу передвигается автомобиль.

С 1-го октября 2020-го года точно так же должны были устранить коэффициент мощности транспортного средства. Тот самый коэффициент, который считается социальным, потому как косвенно учитывает доходы клиента: внедорожник, за который надо платить с надбавкой, и стоит дешевле, нежели «малолитражка», для которой предусмотрена скидка.

Взамен этих двух коэффициентов страховщики получили бы возможность учитывать стиль вождения страхователя — резкость торможения, перестроения, ускорения и пр. маневров. Предполагалось, что с этой целью в автомобилях (вот только не уточнялось, за чей счет) будут устанавливаться специальные телематические устройства. Правда, выбор — ставить их или нет (и, как следствие, учитывать или нет стиль вождения) — оставляли не за страховщиком, а за его клиентом.

Страховым компаниям, кроме того, хотели дать право выходить за границы установленного Центробанком тарифного коридора. С 1-го января по 30-е сентября 2020-го года они могли бы выбирать базовую ставку на 40% больше максимального значения (и на столько же, на 40%, меньше минимального). С 1-го октября процент свободы уменьшался бы до 30.

Плюс, должны были в 4 раза повысить максимальный размер выплат за ущерб жизни и здоровью — с 500 тыс. до 2 млн. рублей. Именно такой суммой, в 2 млн. рублей, сейчас ограничивается страхование на общественном транспорте.

От всех этих нововведений, повторимся, депутаты предлагают отказаться. Почему? Потому, что, во-первых, тарифы вместо обещанных справедливых (а именно такой и заявлялась цель реформы ОСАГО) рискуют просто стать в несколько раз выше.

Как отметил в комментариях «Интерфаксу» один из авторов документа, глава Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «расширение тарифного коридора и повышение страхового возмещения до 2 млн. рублей может привести к существенному росту тарифов».

А во-вторых, остаются совершенно неясными правила установки телематических устройств для определения стиля вождения и то, как именно вычисленные ими показатели будут влиять на стоимость полиса.

Правда, как в цене будут отражаться нарушения ПДД и как она будет зависеть от их количества, тоже еще непонятно.

Вместе с тем законопроект Министерства финансов из базы Государственной Думы официально не отозван. Ранее сообщалось, что его будут рассматривать, однако первое чтение проведут не в октябре, как планировалось, а в ноябре. К этому времени ведомство должно было внести изменения в документ. Среди вызывающих сомнение моментов как раз таки называли повышение страховых выплат до 2 млн. рублей и отказ от территориального коэффициента.

Эксперты, в свою очередь, отмечают: если в итоге все же будет принят вариант депутатов, это не будет означать, что засим реформа ОСАГО и завершится. Скорее всего, она растянется во времени: Министерство финансов будет постепенно дорабатывать и детализировать намеченные планы.