Реформировать реформу: в окончательном варианте реформы ОСАГО могут увеличиться тарифы за «аварийную езду»
9 ноября 2018 г.02:39
Юрий Смитюк/ТАСС
В рамках запланированной реформы ОСАГО может быть также ужесточен порядок расчета коэффициента бонус-малус (КБМ). Получение бонусов за безаварийную езду могут усложнить, а размер малусов (повышающий коэффициент) за совершение ДТП — увеличить. Центробанк, как сообщает издание «Коммерсантъ», уже провел соответствующие расчеты двух вариантов реформирования КБМ.
Напомним: по планам Центробанка, с января 2019-го года должны вступить в силу новые тарифы ОСАГО. Изменения предусматривают расширение тарифного коридора на 20% от верхней и нижней границы, детализацию коэффициента стажа и возраста водителей (количество ступеней должно увеличиться с 4 до 50) и реформирование коэффициента бонус-малус.
Последнее, правда, не затрагивает всей системы расчета, а лишь предполагает установление единого годового значения КБМ и его «привязку» к водителю, а не к автомобилю.
В то же время, если верить исследованию Финансового университета, проведенному специально для Центробанка, реформирование КБМ уже назрело: существующая система присвоения повышающего или понижающего коэффициента несовершенна и не выполняет своей главной функции — не стимулирует автолюбителей к более аккуратному и безопасному вождению. Так, среднее значение коэффициента сейчас составляет 0,81 (хотя оно должно равняться 1) и все идет к тому, что через несколько лет максимальную «скидку» в 50% будут получать 70% страхователей.
При этом стоит уточнить, что в России, со слов заместителя председателя Центробанка Владимира Чистюхина, только 20% водителей один или несколько раз были виновниками ДТП.
Вместе с тем в Центробанке отмечают, что несовершенство системы расчета КБМ — одна из причин того, что уменьшается средняя стоимость полиса ОСАГО: за два года страхователи стали платить за полис ОСАГО на 13,4% меньше.
Регулятором уже разработано два варианта реформирования КБМ.
Более мягкий предполагает повышение максимального коэффициента, который присваивается водителю после совершения им ДТП, до 2,78 и увеличение срока его действия до 6 лет.
Сейчас КБМ насчитывает 15 классов аварийности. Для максимального класса установлен коэффициент в 2,45, для минимального (он же класс 13) — в 0,5. Максимальный коэффициент используется при расчете тарифа в течение 4 лет после ДТП, через 4 года (при условии безаварийной езды) водителю могут присвоить базовый коэффициент, равный 1.
По более жесткому варианту реформирования КБМ максимальный коэффициент хотят повысить до 3,85, а срок его использования продлить до 9 лет. При этом планируется, что базовый коэффициент водитель сможет получить только через 12-13 лет после произошедшего ДТП, а понижающие коэффициенты для него начнут вводить лишь через 14-15 лет.
Как отмечают эксперты, введение новой системы расчета КБМ увеличит среднюю стоимость полиса и «выровняет доходность» ОСАГО за счет аварийных (тех самых 20%) водителей.
Однако будут ли изменения в КБМ внесены в первый этап реформы, намеченный на январь этого года, и в каком из двух вариантов, пока в Центробанке не уточняют.
Добавим: реформа ОСАГО должна проводиться в два этапа. При этом старт второго этапа, «продвигаемый» Министерством финансов, намечен на сентябрь следующего года. Он растянется на два года: с 1-го сентября 2019-го года при расчете стоимости полиса откажутся от коэффициента мощности автомобиля, с 1-го сентября 2020-го — от коэффициента территории его преимущественного использования. Министерство финансов также предлагает позволить страховщикам поднимать на 30% максимальную базовую ставку тарифа и настолько же уменьшать минимальную.
Считается, что цель реформы — установление более справедливых и прозрачных тарифов, значение которых зависит в первую очередь не от характеристик автомобиля, а от качеств водителя.