Расширение системы «Платон» на региональные дороги поспособствует «обелению» рынка

29 августа 2024 г.17:11

Расширение «Платона» на региональные дороги поспособствует «обелению» рынка

platon.ru

Если систему «Платон» распространят еще и на региональные дороги, то это может поспособствовать дальнейшему «обелению» рынка автомобильных грузоперевозок, считают в ГК Rusta. Однако в компании не уверены, что с перевозчиков удастся собрать достаточное количество средств, чтобы значительно улучшить качество региональной дорожной сети. При этом расширение системы рискует вызвать рост ставок на 1-5%.

Напомним: сейчас в Министерстве транспорта РФ в очередной раз взялись за обсуждение вопроса по расширению системы «Платон» еще и на региональные дороги. Правда, платными для грузовых автомобилей хотят сделать не все дороги регионального значения, а около 70 тыс. км, которые составляют опорную сеть и потому испытывают нагрузку наравне с федеральными трассами.

Свой вердикт — быть расширению «Платона» в этот раз или нет — в ведомстве обещают вынести к концу года.

«С точки зрения «обеления» рынка расширение системы «Платон» будет для нас позитивным событием», — говорят в ГК Rusta.

Там подчеркивают, что система «Платон», внедренная в 2015-м году, изначально была направлена на «обеление» рынка автомобильных грузоперевозок, его легализацию и борьбу с недобросовестными «серыми» перевозчиками.

«Поэтому если говорить про расширение действия системы «Платон» на сеть региональных дорог, то это, опять же, ударит по «серым» участникам рынка, которые и сегодня продолжают избегать платы по этой системе: закрывают номера машин, глушат транспондеры и ездят в объезд федеральных трасс — по обходным путям, по более мелким дорогам, включая дороги регионального значения», — поясняет представитель компании.

Как следствие, для всех «белых» перевозчиков включение в «Платон» региональных дорог будет выгодно. Это будет способствовать дальнейшему «обелению» рынка, станет стимулом для оставшихся «серых» игроков переходить на рыночные условия работы, заключают в ГК Rusta.

Еще одним положительным эффектом расширения системы может стать улучшение качества региональной дорожной сети, общее нормативное состояние которой по итогам прошлого года составляет 53%, в то время как федеральные трассы соответствуют необходимым требованиям на 72,6%, отмечают в компании.

Однако при этом там подчеркивают, что на самом деле сказать, в какой степени произойдет это улучшение, трудно.

«Все зависит от того, какой объем средств в случае распространения «Платона» на сеть региональных дорог удастся собирать с перевозчиков и затем перенаправлять на ремонт дорожной инфраструктуры (включая мосты и путепроводы). Если это будет сравнительно небольшой объем средств, то и улучшение качества дорог будет незначительным», — говорит представитель компании.

В то же время расширение системы рискует вызвать рост тарифов на автомобильные грузоперевозки.

«По нашим оценкам, это может привести к росту ставок минимум на 3%. Еще точнее — на 1-5% в зависимости от направлений. И прежде всего это коснется тех маршрутов и тех регионов, где, как предполагается, и будут включены в систему «Платон» дороги регионального значения», — поясняют в ГК Rusta.