Продажи новых грузовых автомобилей в апреле сократились на 30%

13 мая 2020 г.17:07

Продажи новых грузовых автомобилей в апреле сократились на 30%

Пресс-служба ПАО «КамАЗ»

По данным аналитического агентства «Автостат», по сравнению с прошлым годом в этом году продажи новых грузовых автомобилей в апреле снизились сразу на 32,5%: реализовано всего 4,7 тыс. единиц техники. Сокращение рынка, естественно, главным образом обусловлено ситуацией с распространением коронавирусной инфекции. Однако если спад продаж в марте (-17,9%) прежде всего был вызван именно экономическими трудностями на фоне пандемии, то в апреле продажи существенно замедлились еще и из-за того, что в течение всего месяца работа автодилеров в стране была ограничена.

Из всех марок наибольшее падение в апреле случилось у Mercedes-Benz: реализовано вдвое меньше грузовых автомобилей, чем в апреле прошлого года (-58,3%). Следующим тоже с более чем двукратным падением (-53%) идет MAN.

Volvo, «МАЗ», Scania и «ГАЗ», в целом, вписываются в общую картину рынка: -37,8%, -34,8%, -32% и -31,9% соответственно. А вот «КамАЗ» продемонтрировал чуть лучшие показатели — -27,5% реализованных грузовиков.

Единственным, кто по результатам апреля каким-то образом вышел в плюс, стал «Урал»: по сравнению с прошлым годом ему удалось продать на 6,9% автомобилей больше.

То, что в нынешней экономической ситуации, спровоцированной принимаемыми мерами против распространения коронавирусной инфекции, темпы обновления и расширения грузового автопарка существенно замедлятся, было вполне ожидаемо.

Спад деловой активности и приостановление деятельности ряда компаний, крупных производств, строительных площадок и пр. уже привели к тому, что в международном сообщении, по данным АСМАП, объем перевозимых грузов автомобильным транспортом сократился на 20%, а во внутрироссийском — на 30%. В таких условиях, когда выручка снижается и простаивают уже имеющиеся автомобили, о том, чтобы приобрести новые грузовики, бизнес будет думать в последнюю очередь.

При этом темпы продаж существенно замедлились еще и потому, что в числе организаций, чья работа в течение апреля была ограничена, оказались и автодилеры. В некоторых регионах им все-таки разрешили возобновить свою деятельность, но только по продажам запчастей и оказанию сервисных услуг. Продажи автомобилей дилеры попытались перевести в дистанционный режим, однако при отсутствии спроса, как отмечают эксперты, это не дало ощутимый результат.

Эксперты также указывают на то, что реальные продажи в апреле еще хуже показателей, отраженных в цифрах «Автостата», поскольку они (то бишь цифры) учитывают и те поставки, которые были осуществлены по контрактам, заключенным в марте.

Единственное: есть вероятность, что не все автомобили, реализованные в апреле, действительно были поставлены на учет. В условиях пандемии ГИБДД перешла на особый режим работы: регистрация транспортных средств осуществляется только по предварительной записи, а штрафы за нарушение сроков регистрации с тех, кто не смог вовремя поставить на учет купленную во время ограничений машину, не взимаются.

С 12-го мая в России начали уже понемногу ослаблять введенные прежде ограничения. Так, во многих регионах постепенно возобновляется работа промышленных предприятий и строительных площадок.

Однако даже при полном возвращении к допандемическому, нормальному, режиму деятельности (а когда это произойдет — неизвестно: в Москве, например, несмотря на постепенное оживление, в целом меры по самоизоляции продлены до 31-го мая) бизнес мгновенно восстановиться не сможет. По прогнозам экспертов, вернуться к объемам 2019-го года рынок автомобильных грузоперевозок сможет не ранее 2022-го года.

Как следствие, как минимум в этом году нельзя ожидать и серьезного роста продаж грузовых автомобилей. Причем по оценкам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, по итогам всего 2020-го года рынок новых грузовых автомобилей может «просесть» даже не на треть, как в апреле, а сразу вдвое — на 40-60%.