Припортовые станции хотят разгрузить от порожних вагонов
5 февраля 2025 г.11:31

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Министерство транспорта РФ предлагает изменить правила перемещения порожних грузовых вагонов с припортовых станций. Проект соответствующего постановления сейчас вынесен на публичное обсуждение на Официальном портале проектов нормативных правовых актов. Как пояснили в ведомстве, новый порядок позволит разгрузить порты от порожних вагонов и оптимизировать перемещение грузовых потоков на железнодорожной сети.
По действующим сейчас правилам, владелец инфраструктуры может перемещать порожние грузовые вагоны без оформления перевозочных документов в пределах 1 тыс. км — с припортовых станций на Дальнем Востоке и в пределах 500 км — в остальных регионах России.
Такой порядок был утвержден еще в 2015-м году, когда парк грузовых вагонов на сети «РЖД» насчитывал 1 млн. 150 тыс. единиц. Однако к настоящему времени он вырос до 1 млн. 383 тыс. составов. Как следствие, увеличилось и количество вагонов, требующих перемещения с портовых станций, чья емкость уже исчерпана.
Так, по состоянию на 30-е января 2025-го года, всего на станциях перемещения скопилось 10,8 тыс. грузовых вагонов, в то время как они могут вместить максимум 10,5 тыс. составов. При этом дополнительная потребность в размещении вагонов оценивается в 4,5 тыс. единиц, хотя ежесуточная потребность в направлении порожних вагонов с припортовых станций на станции перемещения достигает около 3,8 тыс. вагонов.
«Таким образом, занятие грузовыми вагонами железнодорожных путей припортовых станций делает невозможным своевременную передачу груженых вагонов операторам морских терминалов, что в целом негативно сказывается на стабильной работе железнодорожного и морского транспорта», — подчеркивают в Министерстве транспорта.
Чтобы исправить эту ситуацию, в ведомстве предлагают убрать ограничения на расстояние перемещения порожних грузовых вагонов с припортовых станций без оформления перевозочных документов.
Ожидается, что благодаря принятию документа будет организована своевременная доставка грузов для нужд экономики и обеспечено снабжение предприятий непрерывного цикла и населения энергоресурсами и товарами народного потребления.
Стоит отметить, что сейчас ОАО «РЖД» в принципе ведется работа по оптимизации парка грузовых вагонов на железнодорожной сети общего пользования. Так, в частности, со 2-го февраля и на весь месяц введены ограничения на прием порожних вагонов с иностранной припиской. Они, однако, не распространяются на российские вагоны, возвращающиеся из-за рубежа, а также на составы, следующие транзитом через территорию РФ.