Президент РФ поручил ускорить внедрение электронной очереди в МАПП «Забайкальск» и в целом развитие приграничной инфраструктуры в Забайкальском крае

11 мая 2023 г.13:01

Президент РФ поручил ускорить внедрение электронной очереди в МАПП «Забайкальск»

ФКУ Упрдор «Забайкалье»

Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по развитию приграничной инфраструктуры в Забайкальском крае, они перечислены на официальном сайте Кремля. Поручения касаются развития автомобильных и железнодорожных переходов как на границе с Китаем, так и на границе с Монголией. Так, в частности, предусматривается «ускоренное» внедрение электронной очереди в МАПП «Забайкальск».

Электронная очередь в МАПП «Забайкальск»

«Ускорить внедрение в пилотном режиме электронной системы управления очередью для транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации в многостороннем автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» (Забайкальский край), обеспечив согласованность работы этой системы с Китайской Народной Республикой», — отмечается на сайте Кремля.

Что примечательно, срок предоставления доклада о принятых «ускоренных» мерах указан как 1-е ноября 2023-го года.

Хотя в соответствии с утвержденным еще в феврале этого года законом, систему электронной очереди в отдельных пунктах пропуска на российской границе, в том числе и в МАПП «Забайкальск», должны внедрить уже к 1-му сентября 2023-го года. То есть, по идее, на 1-е ноября 2023-го года система, которая будет обязательной для грузовых автомобилей, в МАПП «Забайкальск» и так уже должна работать.

При этом на данный момент ситуация с пересечением границы в МАПП «Забайкальск» на самом деле остается довольно сложной. В частности, там регулярно возникают конфликты среди перевозчиков, занимающих очередь на проезд, а кроме того, столь же регулярно появляются группы людей, которые стараются узурпировать под себя очередь из грузовиков, выставляя в том числе плату за свои услуги.

Действительно ускоренное (то есть уже сейчас, а не к 1-му сентября и уж точно не к 1-му ноября) внедрение электронной очереди в этом пункте пропуска могло бы существенно облегчить пересечение границы для перевозчиков. Тем более что именно МАПП «Забайкальск» является наиболее популярным переходом на границе с Китаем.

Реконструкция автомобильных переходов

Пункт пропуска «Забайкальск» значится и в поручении, которое касается ускоренной реконструкции автомобильных переходов на границе с Китаем.

На данный момент проект работ в МАПП «Забайкальск», в результате которых пропускная способность перехода должна увеличиться как минимум в пять раз, до 2,4 тыс. транспортных средств в сутки (из них 1,6 тыс. грузовиков), уже подготовлен. Однако, по планам, модернизация должна завершиться в 2026-м году.

Доклад же о принятых мерах по ускорению реконструкции Правительство РФ должно представить уже до 1-го апреля 2024-го года.

К 1-му апреля 2024-го года оно также должно отчитаться и по модернизации ДАПП «Староцурухайтуйский» (он возобновил свою работу после коронавирусных ограничений с 1-го апреля этого года).

Вместе с тем проект работ в данном пункте пропуска только готовится. Предполагается, что в результате пропускная способность пограничного перехода увеличится более чем в 18 раз — до 980 транспортных средств в сутки, в том числе до 700 грузовых автомобилей.

Не исключено, что в связи с поручением модернизация ДАПП «Староцурухайтуйский» действительно будет ускорена, благодаря чему будет снята часть нагрузки с МАПП «Забайкальск».

Приоритетные пункты пропуска

Президент РФ также поручил к 1-му октября 2023-го года включить в число приоритетных еще три пункта пропуска в Забайкальском крае: один — на границе с Китаем (ДАПП «Олочи») и два — на границе с Монголией (МАПП «Соловьевск» и ДАПП «Верхний Ульхун»).

На данный момент приоритетными в России считаются 58 пунктов пропуска, которые обеспечивают до 80% всего грузового оборота и пассажирского сообщения.

Их приоритетный статус главным образом означает то, что их реконструкция предполагается в первую очередь — до конца 2026-го года. Одновременно предусматривается и капитальный ремонт автомобильных дорог, ведущих к каждому из переходов.

Развитие железнодорожного сообщения

К 1-му марта 2024-го года Правительство РФ совместно с Правительством Забайкальского края и «Российскими железными дорогами» должно договориться с представителями Монголии о синхронизации строительства железнодорожной ветки «Чойбалсан-Бичигт» со сроками развития российской железнодорожной станции «Соловьевск».

Указанная ветка ведет к границе с Китаем, ее строительство началось летом прошлого года. Предполагается, что с завершением работ откроется еще один коридор для доставки грузов из Китая в Россию — транзитом через Монголию.

Для этого, кстати, соответствующий железнодорожный пункт пропуска «Соловьевск» должны перевести в многосторонний, то есть тот, который сможет обслуживать граждан и грузовой поток из третьих стран. Тогда через него действительно смогут проходить составы из Китая.

Одновременно Владимир Путин дал поручение ускорить модернизацию железнодорожного пункта пропуска непосредственно на границе с Китаем — «Забайкальска». Здесь, в частности, планируется строительство второго главного хода в Манчжурию (сопредельная сторона) по узкой колее.

Альтернативные варианты доставки грузов

Владимир Путин также поручил рассмотреть альтернативные варианты доставки грузов через границу, в том числе с помощью специальных канатных дорог, а также рельсовых дорог на магнитной тяге. Чтобы такие проекты в принципе можно было бы реализовать, к 15-му декабря 2023-го года Государственная Дума должна принять соответствующие поправки в законодательство.

При этом отметим, что подобные варианты действительно уже разрабатываются Правительством Забайкальского края.

Так, в частности, зимой этого года состоялась встреча заместителя главы региона с представителями международной инжиниринговой компании «Струнные технологии». Эта компания как раз таки занимается развитием подвесных рельсовых эстакад для перевозки контейнеров с грузом.

Предполагается, что подобную эстакаду могут провести через реку Аргунь на границе с Китаем. Считается, что на практическую реализацию может потребоваться около трех лет.