Правительство не допустит сильного удорожания топлива из-за завершения налогового маневра

5 июня 2018 г.19:09

Компенсационные меры в рамках налогового маневра в нефтеперерабатывающей отрасли позволят не допустить сильного роста цен на бензин и дизельное топливо, сообщил журналистам ТАСС первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер в рамках Международного конгресса Reencon-XXI, проходящего в Сколково.

«Никто этого не позволит сделать (сильно повысить цены на бензин — прим.), в этой связи полагаются компенсационные мероприятия», — сказал он, добавив, что речь в том числе идет об обратном акцизе.

Обратный акциз — выплата определенной компенсации НПЗ из уплаченного им акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличивает выход светлых нефтепродуктов (глубина переработки — выше 65%).

Алексей Текслер также отметил, что Правительство продолжает вести диалог о параметрах завершения налогового маневра. По его словам, сейчас обсуждаются сроки с 2019-го по 2024-й год. При этом возможность введения гибкого акциза на топливо, привязанного к стоимости нефти, пока не входит в перечень обсуждаемых мер для стабилизации ситуации на внутреннем рынке.

Налоговый маневр, предполагающий повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение экспортной пошлины на нефть, был начат в 2015-м году. Реформа должна была завершиться в 2017-м году, когда пошлина снизилась бы до 30%. Однако в 2016-м году Минфин предложил обнулить пошлину и повысить НДПИ. Министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что Правительство планирует завершить налоговый маневр к 1-му января 2025-го года, на данный момент обсуждаются способы его завершения.

В «Роснефти» в свою очередь заявили, что отмена экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза. Причиной в компании назвали то, что экономика нефтепереработки испытывает сейчас дополнительное давление в результате чрезмерного налогового обременения, что влечет за собой существенные потери для НПЗ: потери нефтепереработчиков достигают 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина Аи-92.

Ранее «Роснефть» подготовила для Президента и Правительства предложения по стабилизации ситуации в нефтяной отрасли. В числе предлагаемых мер — временно ограничить экспорт топлива, прекратить налоговый маневр и ввести обратные акцизы для некоторых НПЗ.

С начала года по состоянию на 28-е мая бензин в России подорожал на 7,3%, свидетельствуют данные Росстата. В период с 21-го по 28-го мая средние потребительские цены на бензин в России выросли на 1,9% после роста на 1,8% неделей ранее. А по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, при инфляции в 2,4% в апреле бензин подорожал на 6,1% в годовом выражении, в мае — на 11,8%.

Для сдерживания роста топливных цен на внутреннем рынке правительство РФ с 1-го июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно. С 1-го июля их могут понизить еще на 700 рублей.