Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Правительственная комиссия одобрила ужесточение контроля за прохождением техосмотра

1 августа 2018 г.19:30

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности в среду, 1-го августа, одобрила сразу несколько законопроектов, призванных ужесточить процедуру прохождения технического осмотра транспортных средств. Документы вносят изменения в Федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств, а также в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс и предусматривают в числе прочего возвращение штрафа за езду на автомобиле, не прошедшем техосмотр, а также введение уголовной ответственности для операторов ТО за выдачу «серых» диагностических карт.

Напомним: о том, что Министерство экономического развития предлагает ужесточить процедуру прохождения техосмотра, стало известно еще в декабре прошлого года. К июлю этого года ведомство представило на рассмотрение Правительства доработанные варианты законопроектов, вводящие еще более суровые наказания для нарушителей.

Так, Минэкономразвития предлагает вернуть штраф за езду на автомобиле, не прошедшем технический осмотр. Изначально планировалось, что сумма штрафа составит 800 рублей, однако после внесенных поправок она выросла до 2 000 рублей. При этом выявлять нарушения будут с помощью камер фото- и видеофиксации по базе АИС ТО (автоматизированная информационная система технического осмотра), а штраф, по аналогии со штрафами за нарушение скоростного режима, оформлять в автоматическом режиме.

Контроль за операторами ТО тоже будет усилен. Во-первых, вводится обязательная фото- и видеозапись прохождения техосмотра, запись будет передаваться в АИС ТО. Она позволит отслеживать, действительно ли автомобиль заезжал на пункт техосмотра (сейчас нередки случаи, когда диагностические карты выдаются без прохождения техосмотра), а также фиксировать качество проверки транспортного средства и ее соответствие всем установленным требованиям.

Во-вторых, законопроект устанавливает единые требования к оборудованию пунктов прохождения техосмотра. В-третьих, предусматривается возможность оформления диагностической карты в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. В планах — сделать диагностические карты полностью электронными.

Но главное — ужесточается наказание, вплоть до лишения свободы, за выдачу «серых» диагностических карт.

Так, за внесение в АИС ТО недостоверных данных, а также за выдачу диагностических карт без прохождения техосмотра оператору ТО грозит штраф от 5 000 до 10 000 рублей. Если диагностическая карта будет выдана оператором, не включенным в специализированный реестр или не имеющим права проводить диагностику транспортного средства соответствующей категории, он будет оштрафован на сумму от 3 000 до 50 000 рублей. При повторном нарушении сумма штрафа возрастает до 500 000 рублей, а сам технический эксперт может быть даже дисквалифицирован на срок до 3 лет.

При этом наказание для тех, кто проводит техосмотр без аккредитации Российского союза автостраховщиков, предполагает, помимо штрафа в 300 000 рублей, лишение свободы до 5 лет. Уголовная ответственность предусмотрена в том случае, если в махинации по выдаче ложной диагностической карты была задействована группа лиц или продажа поддельного документа принесла мошеннику особо крупный доход.

Отметим, что сейчас действуют облегченные требования к прохождению техосмотра. В 2012-м году, после либерализации законодательства о техническом осмотре транспортных средств, штрафы за непрохождение ТО отменили (оставили только для такси, грузовиков, учебных машин и для автомобилей экстренных служб), а контрольные функции за состоянием автомобилей передали частным компаниям-операторам.

Однако, по данным Минэкономразвития, либерализация привела к росту числа ДТП, вызванных неисправностью транспортного средства, — плюс 16,5% за десять месяцев 2017-го года. При этом количество действительно проведенных техосмотров сократилось, в среднем, на 20-30%.

Предложенный Минэкономразвития пакет документов должен быть еще утвержден Правительством, после чего он поступит на рассмотрение Государственной Думы.