Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Прохождение техосмотра планируют ужесточить

11 декабря 2017 г.14:54

Минэкономразвития выступает за ужесточение процедуры прохождения техосмотра автомобилей. Министерством уже подготовлены соответствующие поправки в закон «О техническом осмотре транспортных средств», в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс.

Как сообщает издание «Коммерсантъ», поправки, согласованные со всеми ведомствами (в том числе и с ГИБДД), в декабре уже могут быть внесены на рассмотрение Правительства. Если они будут приняты, возобновятся штраф за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр (по проекту — 800 руб.), и ужесточатся санкции за выдачу диагностических карт без проверки автомобиля. В частности, будет введено уголовное наказание за внесение в АИС ТО (автоматизированная информационная система, содержащая данные о прошедших техосмотр автомобилях) недостоверных сведений, а сама информационная система будет передана в подчинение РСА (Российского союза автостраховщиков).

Кроме того, будет вестись видео- и фотозапись процедуры прохождения ТО, контроль же за операторами, осуществляющими съемку, перейдет к Ространснадзору.

Напомним: после либерализации закона «О техническом осмотре транспортных средст» (с 1-го января 2012-го года) были отменены штрафы за непрохождение ТО, контрольные функции за состоянием автомобилей перешли к частным компаниям-операторам, а вместо талонов ТО ввели диагностические карты. И хотя страховщики, прежде чем выдать полис ОСАГО, проверяют наличие диагностической карты, оценить ее подлинность они не в состоянии.

Большинство водителей диагностическую карту просто покупают, не предоставляя при этом свой автомобиль для прохождения техосмотра. Как рассказал изданию «Коммерсантъ» заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов, база данных АИС ТО очень слабо защищена, что позволяет мошенникам получать к ней несанкционированный доступ и вносить в нее фиктивные сведения. Кроме того, бланк диагностической карты не относится к документам строгой отчетности — его запросто можно распечатать на принтере.

По данным Минэкономразвития, штраф в 100-300 тыс. руб. в отношении операторов за выдачу диагностических карт без прохождения техосмотра применялся за пять лет всего 99 раз. При этом количество фактически проводимых техосмотров сократилось на 20-33%, а число ДТП из-за неисправных автомобилей только растет (плюс 16,5% за десять месяцев 2017-го года).

Сейчас на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов Минэкономразвития запущена процедура оценки фактического воздействия действующего закона «О техническом осмотре транспортных средств». По ее итогам к уже подготовленному проекту поправок могут быть внесены дополнительные изменения.

В то же время Ространснадзор, к которому в соответствии с готовящимися поправками должна перейти контрольная функция за техническим осмотром автомобилей, на своем официальном сайте сообщает о готовности взять на себя новые обязательства. Ведомством, в частности, уже определен алгоритм будущих действий (если поправки в законодательство все-таки будут приняты).

Так, «в соответствующей единой информационной системе будут содержаться полнообъемные данные о деятельности аккредитованных диагностических центров в разрезе каждого транспортного средства и каждой выданной диагностической карты. На законодательном уровне будет закреплена обязанность операторов диагностических центров вносить ряд ключевых параметров прохождения процедуры диагностирования основных узлов и агрегатов транспортного средства, влияющих на безопасность движения, с использованием механизмов обязательной фото-видеофиксации этих процедур, а также поэтапного введения, по мере увеличения количества автомобильного транспорта, оборудованного телематическими системами ГЛОНАСС, обязательного подтверждения в информационной системе факта нахождения транспортного средства на территории конкретного диагностического центра.

Также будет анализироваться и количество автотранспорта, в целом проходящего диагностическую процедуру за определенный промежуток времени, в сравнении с паспортной производительностью. ... По соответствующим представлениям Ространснадзора будет осуществляться лишение аккредитации диагностических центров, допускающих систематические нарушения».

По заверениям ведомства, все эти механизмы позволят проводить проверку дистанционно (без непосредственного выезда инспекторского состава) и тем самым сократить затраты на осуществление надзорной функции.