Повышение тарифа «Платона» вдвое больше, чем предполагалось, не повлечет значительного удорожания перевозки

1 февраля 2022 г.11:41

Рост тарифа «Платона» не повлечет значительного удорожания перевозки

platon.ru

С 1-го февраля 2022-го года тариф в системе «Платон» подняли на 20 копеек, хотя изначально планировалось, что повышение составит всего 10 копеек. Вместе с тем представители рынка говорят, что такой двукратный от предполагаемого рост ставки не вызовет значительного удорожания перевозки.

Таким образом, с сегодняшнего дня 1 км пути по федеральным трассам для грузовых автомобилей стоит 2,54 рубля. О том, что тариф в системе «Платон» изменится именно до такой величины, в Росавтодоре предупредили еще в середине января.

Напомним: такую обязанность Федеральному дорожному агентству вменили в 2019-м году, когда окончательно утвердили схему индексировать тариф «Платона» предсказуемо для бизнеса — один раз в год и в строго установленную дату — с 1-го февраля, а не поднимать плату внезапным решением, предупреждая о нем за несколько недель до часа X и держа еще перевозчиков до последнего в напряжении, увеличат все-таки ставку за проезд или нет...

С момента запуска системы в ноябре 2015-го года и до июля 2019-го года тариф «Платона» поднимали только единожды, однако при этом чуть ли не каждый год говорили о предполагаемом повышении оплаты с 1-го июля и каждый раз в последние дни индексацию отменяли. Это, естественно, держало бизнес в напряжении и не давало возможности перевозчикам заранее учитывать в стоимости своих услуг изменение тарифа в «Платоне».

Благодаря предсказуемой схеме индексации, когда «уже два года подряд изменение тарифа происходит в феврале, а сама ставка фиксируется на 12 месяцев», «новая индексация в феврале 2022-го года не является неожиданностью для участников логистического рынка», говорит Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

Правда, признается он, в определенной мере «неприятным фактом» стала сама величина изменения тарифа.

Если еще в августе прошлого года в Федеральном дорожном агентстве предполагали, что с 1-го февраля 2022-го года плата за проезд грузовых автомобилей увеличится на 10 копеек (а Росавтодор обязан за полгода называть возможное повышение тарифа), то на деле из-за ускорения инфляции во второй половине 2021-го года рост ставки в системе оказался в два раза выше — не на 4,3%, а на 8,5%.

«Повышение базового размера платы на 8,5% вместо 4,3%, конечно, является неприятным фактом», — отмечает Эдуард Миронов. Однако при этом он считает, что это не должно вызвать значительного увеличения стоимости перевозки.

«Рост ставки «Платона» на 20 копеек вместо 10 увеличит ее долю в структуре тарифа на перевозку менее чем на один процент», — объясняет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. При этом повышение тарифа, по его словам, будет учтено в цене транспортных услуг.

«Первый квартал каждого года является временем проведения тендеров, когда большинство грузоотправителей пересматривает тарифную политику и прогнозирует ее на 3, 6 и 12 месяцев. Наша компания ― не исключение. В январе-феврале мы традиционно проводим тендер, в рамках которого просим иметь в виду увеличение тарифа «Платона», результаты объявляются уже с учетом повышения ставки», — рассказывает Эдуард Миронов.

В то же время стоит отметить, что повышение тарифа в системе «Платон» на фоне других факторов действительно не является таким уж значительным для роста стоимости транспортных услуг. Так, в прошлом году ставки на автомобильные грузоперевозки в зависимости от направления и сегмента выросли на величину от 30% до 100%.

Причиной этому стали как политические проблемы («миграционный кризис» на границе Беларуси и Польши) и ограничения на въезд в другие страны (например, в Китай), так и подорожание грузовых автомобилей, запчастей, расходных материалов, топлива и т.п.

По оценкам ассоциации «Грузавтотранс», за год стоимость запасных деталей и технических жидкостей для автомобилей увеличилась на 40-70%, шин — на 45-60%, моторного масла — на 25%, а дизельное топливо, по данным Росстата, поднялось в цене более чем на 9%.

Рост сборов

В то же время более значительное, чем предполагалось, повышение тарифа в системе «Платон» увеличит сумму сборов, которые, в свою очередь, направляются на ремонт и реконструкцию федеральных трасс и важных инфраструктурных объектов в регионах.

Как ранее рассказывали в Росавтодоре, в 2020-2022 годах за счет средств «Платона» в 23 регионах с двух до четырех полос должны расширить 600 км трасс и капитально отремонтировать более 100 мостов и путепроводов в 44 регионах страны.

«С учетом этих объектов общий объем отремонтированных дорог за счет средств государственной системы «Платон» за время ее работы увеличится до 3,3 тыс. км (а общая протяженность федеральных трасс превышает 53 тыс. км – прим.), количество мостовых сооружений превысит 130», — подчеркивали в Федеральном дорожном агентстве.

Кстати, за прошлый год посредством «Платона» в дорожный фонд было перечислено 45,3 млрд. рублей. Это — рекордная за все время функционирования системы сумма, на 13 млрд. рублей больше, чем в 2020-м году. При этом в феврале 2021-го года тариф вырос на 14 копеек.

Таким образом, увеличение в этом году платы за проезд большегрузов на 20 копеек должно поспособствовать еще большей сумме сборов, а значит, в идеале, расширению дорожных работ.