Полисы ОСАГО предлагают разделить на два вида: оформленные конкретно на транспортное средство или оформленные на водителя
10 января 2023 г.09:00
Полисы ОСАГО предлагают разделить на два вида — заключенные с учетом характеристик транспортного средства или с учетом качеств водителя. Соответствующий законопроект, разработанный депутатами от фракции ЛДПР, в самом конце года был внесен на рассмотрение Государственной Думы. Полис, оформленный на водителя, будет действующим при управлении любым автомобилем аналогичной категории.
Итак, основное, что предлагают авторы законопроекта, — предусмотреть два вида полисов ОСАГО. Один, в котором будут указываться индивидуальные характеристики транспортного средства, по сути, будет соответствовать действующим правилам страхования автогражданской ответственности. А вот второй, заключенный с указанием типа (категории) и назначения транспортного средства, будет подчиняться несколько другим положениям.
Самое главное, как подчеркивается в пояснительной записке, с полисом второго вида водитель сможет управлять любым находящимся в его владении транспортным средством, если его категория совпадает с категорией, указанной в страховом договоре. Кроме того, имея такой полис ОСАГО, водитель спокойно сможет управлять аналогичным транспортным средством и не находящемся в его владении — при условии наличия соответствующей доверенности, а также с согласия или в присутствии собственника автомобиля.
Дополнительно вписывать водителя в другой страховой полис не придется.
Точно так же договор, заключенный с указанием категории и назначения транспортного средства, даст преимущества при продаже автомобиля и покупке нового. Если сейчас в таком случае необходимо оформлять новый полис ОСАГО, то подготовленный законопроект разрешает использовать уже имеющуюся страховку до конца срока ее действия. Конечно, если категория транспортного средства, указанная в полисе, и категория приобретенного автомобиля будут совпадать.
При расчете стоимости такого полиса характеристики транспортного средства вообще никак не будут учитываться. На размер страховой премии будут влиять три фактора: водительский стаж, возраст страхователя и история его аварийности (коэффициент бонус-малус — КБМ). Однако в то же время в данном случае максимальный размер страховой премии не будет ограничиваться, как это происходит и будет происходить с «традиционными» полисами, для которого Центробанком устанавливаются границы тарифного коридора.
Добавим также, что законопроект вводит четыре вида назначения транспортного средства: 1. транспортное средство специального назначения; 2. транспортное средство оперативных служб; 3. транспортное средство, используемое для бытовых и семейных нужд; 4. транспортное средство, используемое для осуществления предпринимательской деятельности (такси).
В целом, на данный момент тяжело сказать, будет ли документ одобрен или так и останется в базе Государственной Думы. Тот факт, что он разработан не по поручению Правительства РФ и не представителями партии «Единая Россия», намекает больше на последнее.
Однако вместе с тем законопроект соответствует идее, которую Министерство финансов РФ продвигает на протяжении последних нескольких лет, — установить более индивидуальные страховые тарифы ОСАГО, зависящие прежде всего от водительских качеств страхователя, а не от характеристик автомобиля. Ранее с этой целью из расчета страховой премии даже планировали убрать два основных тарифа — мощности автомобиля и территории его преимущественного использования, однако затем от такого решения временно отказались, оставив коэффициенты в силе.
Правда, в августе 2020-го года в стоимости полиса ОСАГО предусмотрели возможность учитывать самые различные личные факторы, в том числе наличие детей, семейное положение и т.п., а также наличие нарушений Правил дорожного движения (ПДД).