Перевозчики готовятся протестовать против введения реестра перевозчиков
15 мая 2019 г.17:21
7x7-journal.ru
В Объединении перевозчиков России (ОПР) не согласны с введением реестра перевозчиков грузов за плату и реестра перевозчиков для собственных нужд. В этих механизмах члены объединения видят только возможность для обогащения чиновников и желание выдавить с рынка мелких игроков. Во время прошедшей 13-го мая пресс-конференции они подтвердили свою готовность любыми способами, вплоть до протестов и «чего-то масштабного», бороться с нововведением. В рамках мероприятия перевозчики также в очередной раз выразили недоверие Президенту и Правительству и потребовали их отставки.
Стоит отметить, что реакция Объединения перевозчиков России, в которое в большинстве своем входят «самозанятые» водители-дальнобойщики и индивидуальные предприниматели, является вполне себе ожидаемой. Законопроект, предусматривающий создание специальных реестров перевозчиков грузов (а он был внесен в Государственную Думу 6-го февраля этого года), действительно призван убрать с рынка нелегальных игроков.
Такая цель прямо озвучена в пояснительной записке к документу, где подчеркивается, что на сегодняшний день как минимум половина из зарегистрированных в стране грузовых автомобилей принадлежит физическим лицам, что прежде всего угрожает безопасности дорожного движения и, естественно, бюджету государства.
В связи с этим как в реестр перевозчиков грузов за плату, так и в реестр перевозчиков грузов для собственных нужд в соответствии с планами законодателей изначально смогут войти только юридические лица и индивидуальные предприниматели: для физических лиц места в них, в принципе, не предусмотрены.
Во время пресс-конференции член ОПР Алексей Сороковой обратил внимание также на другие жесткие условия включения в реестр.
Во-первых, он будет платным: подтверждать сведения и оплачивать нахождение в законном перечне надо будет ежегодно.
Во-вторых, необходимо будет обязательно предъявить полис страхования грузов на сумму от 500 тыс. до 1 млн. рублей.
Положение об обязательном страховании грузов содержалось в одной из первых версий законопроекта. В нынешней для включения в реестр необходимо будет подтвердить свою финансовую состоятельность — наличие в собственности имущества на сумму не менее 500 тыс. рублей в случае владения одним транспортным средством или не менее 200 тыс. рублей в расчете на каждый грузовой автомобиль в автопарке.
В-третьих Алексей Сороковой отметил обязательное прохождение «платных курсов, доказывающих профпригодность».
Действительно, в целях подтверждения профессиональной компетентности перевозчика законопроект предусматривает необходимость прохождения специализированного обучения (оно будет платным) и получения свидетельства о профессиональной компетентности (его выдача тоже будет платной). Предполагается, правда, что такое свидетельство должен будет получить только один (как минимум) специалист, однако без его наличия в штате компания или индивидуальный перевозчик не будут включены в реестр.
В-четвертых, по словам Алексея Сорокового, рассмотрение документов на включение в реестр «может длиться от одного месяца до двух», в течение этого времени перевозчик работать не сможет.
В соответствии с законопроектом на решение о приеме заявления о включении в реестр дается максимум 3 дня, на проверку предоставленных сведений — максимум 10 дней, на включение сведений в реестр — не более 3 дней. Итого, в «беспроблемном» случае перевозчик будет находиться в ожидании официального разрешения на работу не дольше 16 дней. Если же он будет заниматься перевозкой грузов, не находясь в реестре, то его деятельность действительно будет признана незаконной и за нее ему будет грозить штраф (его размер еще не уточнялся).
В-пятых, подчеркнул Алексей Сороковой, в случае неудачной попытки включения в реестр (не представлены все необходимые документы и пр.) перевозчик сможет попытаться войти в перечень только единожды, после чего он сможет повторить попытку лишь через год.
В законопроекте содержится только положение, предусматривающее, что перевозчику может быть отказано в приеме заявления в том случае, если еще не прошло 180 дней с того момента, как он прежде был исключен из реестра.
Добавим также, что перевозчик может быть исключен из реестра, если юридическое лицо, должностное лицо юридического лица (что примечательно, именно любое должностное лицо, а не только ответственный специалист), индивидуальный предприниматель в течение года неоднократно привлекались к административной ответственности за нарушения правил перевозок тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, опасных грузов, порядка оплаты проезда по федеральным трассам в рамках системы «Платон», режима труда и отдыха, прохождения медицинских осмотров водителей и пр., вплоть до непристегивания ремнями безопасности.
По этим же причинам может быть аннулировано свидетельство о профессиональной компетентности ответственного специалиста, что, в свою очередь, если такой специалист в компании был только один, означает и приостановку деятельности самого перевозчика.
Допуском в реестр, кстати, может считаться допуск к международным перевозкам, а включиться в перечень должны все, кто использует грузовые автомобили массой от 2,5 тонн.
При этом, как подчеркнул Алексей Сороковой, большинство перевозчиков (по оценкам активиста, около 80%) о нововведении еще ничего не слышали и даже не представляют, какие условия работы готовит для них власть. Сейчас ОПР, по словам члена Объединения, каким-то образом будет пытаться остановить принятие законопроекта, если же им это не удастся, то против введения реестров будут бороться с помощью «чего-то масштабного».
Напомним: Объединение перевозчиков России возникло в ходе забастовок дальнобойщиков против введения системы платы за проезд большегрузов по федеральным трассам «Платон». Организация была основной протестной силой во время забастовок в 2015-м году (когда вводилась система) и в 2017-м (когда плату за проезд пытались поднять с 1,53 до 3,06 рубля за километр).
Отметим также, что крупные транспортные компании, наоборот, поддерживают введение реестра перевозчиков, который должен стать альтернативой отмененному в 2005-м году лицензированию и, по их мнению, «обелить» рынок и создать равные, недемпингующие, условия работы для всех.
На данный момент законопроект еще даже не направлен на первое чтение.