Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Экспедиторов тоже поставят на учет

30 апреля 2019 г.16:57

В России хотят ввести реестр экспедиторов

Андрей Гуцков/TVC.ru

По крайней мере, соответствующий законопроект уже разработан. В марте он был разослан для ознакомления ведущим представителям отрасли. Сейчас документ размещен на сайте Торгово-промышленной палаты РФ. Он главным образом предусматривает создание специального реестра, вне списков которого никто из экспедиторов законно работать не сможет.

Напомним: сейчас на рассмотрении Государственной Думы уже находится законопроект, который «предлагает» создать реестр автомобильных грузоперевозчиков. Считается, что тот заменит собой отмененное в 2005-м году лицензирование, установит единые правила для бизнеса и, естественно, обелит рынок.

В этот реестр смогут включиться только юридические лица и ИП и только после того, как подтвердят свою финансовую состоятельность, профессиональную надежность и профессиональную компетентность.

Вот что-то подобное хотят ввести и для экспедиторов.

Реестр экспедиторов

В нем тоже смогут находиться только те, чьи состоятельность, надежность и компетентность не вызывают сомнений.

Так, о финансовой состоятельности должно будет свидетельствовать, во-первых, отсутствие за последний налоговый период задолженности по налогам, сборам и пр. платежам в бюджет, а во-вторых, наличие на определенную сумму основных фондов, имущества или банковской гарантии.

Для отечественного экспедитора эта сумма исчисляется 1 млн. рублей (по другим данным, 500 тыс. рублей), для иностранного, владеющего более 50% доли в компании, — 50 млн. рублей (по другим данным, в 10 раз меньше — 5 млн. рублей).

При этом, кстати, стоит учитывать, что подготовленный законопроект разрешает иностранному инвестору иметь максимум 75% доли в компании, остальные в обязательном порядке должны принадлежать российскому гражданину.

Следующее условие включения в реестр — профессиональная надежность. Она будет «измеряться» по репутации руководителя компании.

То есть: у руководителя не должно быть «непогашенной или неснятой судимости за уголовные преступления в сфере экономики, экологии, трудового и транспортного законодательства».

Можно подумать, это действительно способно стать барьером: вряд ли кому-то составит труд назначить номинального директора.

И последнее (оно же — профессиональная компетентность) — это обязательное наличие в штате хотя бы одного ответственного специалиста, который, в свою очередь, будет таковым считаться при наличии соответствующего свидетельства.

Чтобы его получить, придется сдать экзамены или доказать, что за последние 7 лет работы как минимум 5 приходилось на должность руководителя (хотя бы отдела) в транспортной компании.

Свидетельство будет действительно в течение 5 лет, после его обладателю придется пройти обучение на повышение квалификации.

При этом отдельно будет вестись реестр ответственных специалистов, а один и тот же специалист сможет числиться максимум за двумя работодателями.

Только при соблюдении всех этих трех условий экспедитор сможет рассчитывать на включение в «список благонадежных», а значит, законно заниматься своей деятельностью. В противном случае как ему, так и тому, кто заключит с ним договор, будет грозить штраф.

Так, тем, кто будет работать с не состоящим в реестре экспедитором, законопроект предлагает штраф в сумме 20 тыс. рублей для физических лиц, 30 тыс. рублей — для должностных лиц, 100 тыс. рублей — для юридических лиц и ИП.

Сам же мнимый «экспедитор» в виде юридического лица или ИП будет наказываться 200 тыс. рублей, а его должностные лица — 30 тыс. рублей. При повторном в течение года нарушении — 500 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно.

Что примечательно: «вход» в реестр будет закрыт не только для физических лиц, но и для ИП. По крайней мере, положения законопроекта изначально сформулированы так, что содержат требования именно к юридическим лицам.

Впрочем, даже если ИП в конечном итоге разрешат включиться в реестр, какой банк предоставит им гарантию на 500 тыс. или на 1 млн. рублей?..

Кстати, компаниям, желающим находиться в реестре, придется еще вести активную «профсоюзную» жизнь. В том смысле, что им необходимо будет, подтвердив финансовую состоятельность, профессиональную надежность и компетентность, предоставить также рекомендацию от профессионального объединения экспедиторов.

Сроки включения в реестр и аннулирование из него

Сразу еще раз подчеркнем: те, кто не находятся в реестре, экспедиторской деятельностью заниматься не смогут.

А теперь подсчитаем.

На рассмотрение заявления о включении в реестр региональной Торгово-промышленной палате (ТПП) (а именно она законопроектом назначается ответственной за «список экспедиторов») дается целых 10 рабочих дней.

После чего заявление может быть отклонено (оформлено по ненадлежащей форме и пр.) либо принято к рассмотрению.

На проверку сведений по принятому заявлению отводится 30 рабочих дней. Если они соответствуют действительности, то на включение экспедитора в реестр ТПП разрешено потратить еще до 10 рабочих дней.

То есть: в лучшем случае после подачи заявления экспедитор сможет приступить к работе где-то через 2 месяца.

В не очень худшем случае этот срок каждый раз будет продлеваться на 10 рабочих дней и на то время, которое потребуется для того, чтобы надлежащим образом оформить заявление.

В худшем случае экспедитору просто откажут во включении в реестр. Это может произойти, если представленные сведения не соответствуют действительности или если в ТПП посчитали, что состоятельность, надежность и компетентность на самом деле не подтверждены.

При этом обжаловать отказ можно будет только в судебном порядке.

Через суд будет происходить и исключение экспедитора из реестра.

Основания для этого — признание юридического лица банкротом, его ликвидация, привлечение к уголовной ответственности руководителя, а также неоднократное в течение года заключение договоров с компаниями, не состоящими в реестре экспедиторов или в реестре автомобильных грузоперевозчиков, превышение дозволенной для иностранцев «квоты» в 75% доли компании и т.п.

Что примечательно: тот, чье нахождение в реестре будет «аннулировано», сможет восстановиться только через год.

Подтверждать свои финансовую состоятельность, профессиональные надежность и компетентность придется ежегодно. Если какие-то сведения изменились преждевременно, об этом необходимо будет тут же оповестить ТПП.

Включение в реестр — платное, изменение сведений — тоже (сумма пока не называется). В то же время его использование будет безвозмездным.

Реестр недобросовестных экспедиторов

Такой тоже будет вестись и будет находиться в открытом доступе на сайте ТПП.

Фото: «Газета Кемерова»

В него автоматически попадут те, кого суд признал должником перед клиентом, перевозчиком и любым другим лицом, с которым компания была связана договором транспортного экспедирования.

Как только экспедитор погасил задолженность, он сможет рассчитывать на свое исключение из числа недобросовестных. Правда, это произойдет не «как только»: Торгово-промышленной палате дается целых 10 (не рабочих!) дней на то, чтобы проверить информацию и удалить данные из реестра.

То есть: еще в течение 10 дней компания, являющаяся уже по сути благонадежной, не сможет нормально работать, так как будет отваживать от себя клиентов своим нахождением в «черном» списке.

Реестр ответственных специалистов

Совсем не тяжело догадаться, какая именно организация будет его вести. Естественно, Торгово-промышленная палата. Она же будет выдавать свидетельства о профессиональной компетентности и участвовать в приеме квалификационных экзаменов.

Квалификационные экзамены, повторимся, не придется сдавать тем, кто из последних 7 лет хотя бы в течение 5 лет занимал руководящие должности в транспортной или транспортно-экспедиционной компании.

При этом повышение квалификации через каждые пять лет (без чего свидетельство о профессиональной компетентности будет признано недействительным) придется проходить всем.

В то же время находящегося в реестре ответственного специалиста могут запросто оттуда исключить. В частности, в случае, если в течение года он как должностное лицо чаще одного раза нарушал (чему есть административное постановление) правила движения тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства, перевозки опасных грузов, движения грузовых автомобилей по федеральным трассам (оплата по «Платону»), проведения медицинских осмотров водителей, соблюдения режима труда и отдыха и т.п.

Исключение из реестра, во-первых, означает, что претендовать на получение свидетельства профессиональной компетентности можно будет только через год.

А во-вторых, что приостанавливается работа компании, в штате которой значился лишь один ответственный специалист. На то время, пока она ищет нового сотрудника, подает заявление об обновлении сведений в реестре, а ТПП (опять-таки, в течение 10 рабочих дней) их обновляет.

Фото: Пресс-служба Правительства Калининградской области

Выдача свидетельства о профессиональной компетентности — платная (4 тыс. рублей), переоформление (2 тыс. рублей) и выдача дубликата (400 рублей) — тоже.

Кстати, сдача экзаменов на звание ответственного специалиста также является платным «удовольствием». При этом тот, кто на них «провалится», будет допущен к повторной сдаче только через год.

И еще

Если вдруг законопроект будет принят, то на переходный период экспедиционным и транспортно-экспедиционным компаниям дается один год.

Если будет принят законопроект, предполагающий введение реестра для автомобильных грузоперевозчиков, то компании, занимающиеся и непосредственно перевозками, и их организацией, должны будут, по всей видимости, включиться в оба реестра.

Отметим, кроме того, что предыдущий документ, подготовленный в 2015-м году и также предлагающий поставить экспедиторов на учет, Министерство экономического развития раскритиковало. Считается, что нынешний разработан с учетом этих «рекомендаций».