Перевозчики зерна попросили Президента взыскивать штрафы за перегруз не только с них, но и с грузовладельцев

13 июня 2019 г.13:45

Перевозчики зерна попросили взыскивать штрафы за перегруз не только с них, но и с грузовладельцев

Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта от имени перевозчиков зерна и др. сельскохозяйственной продукции обратилась к Президенту с просьбой обязать грузовладельцев наравне с перевозчиками выплачивать ущерб, причиненный дорогам и дорожной инфраструктуре перегруженными грузовыми автомобилями. Об этом сообщило издание «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказалось соответствующее письмо, подписанное президентом Ассоциации Владимиром Матягиным.

В письме подчеркивается, что на данный момент, несмотря на все предпринимаемые меры по ужесточению весогабаритного контроля, как минимум 60% сельскохозяйственной продукции перевозится с превышением допустимых весовых норм. Такой порядок, как указывают в Ассоциации, выгоден не только перевозчикам, но и грузовладельцам (в противном случае им пришлось бы платить не за одну, а за несколько машин), однако ответственность при этом несут только перевозчики.

Зимой этого года, напомним, они уже массово выражали недовольство сложившимся положением.

Тогда несколько тысяч перевозчиков из Краснодарского и Ставропольского края и Ростовской области отказались принимать заказы и вышли на дороги к терминалам, где останавливали (как отмечалось, исключительно для разъяснительной беседы) следующие на погрузку автомобили, не присоединившиеся к «бойкоту».

Позже забастовка также распространилась на Курскую, Липецкую, Воронежскую, Саратовскую и Тамбовскую области.

Главное, что заставило перевозчиков «протестовать», — это низкие тарифы на их услуги, которые не способны полностью покрыть понесенные расходы. По их словам, чтобы выжить на таких тарифах, им приходится соглашаться на перегруз, из-за чего, во-первых, они рискуют получить штраф (его максимальный размер, напомним, может достигать 500 тыс. рублей), а во-вторых, «убивают» свои автомобили.

При этом в ассоциации «Грузавтотранс», которая координировала бастующих, указывали на то, что перевозки сельскохозяйственной продукции с превышением допустимых весовых параметров уже давно стали нормой и что об этом хорошо известно надзорным органам, которые попросту закрывают на нарушения глаза.

Опрошенные изданием «Коммерсантъ» эксперты также подтверждают, что ситуация с перегрузом действительно довольно распространена.

Вместе с тем генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько считает, что в противном случае, если бы зерно перевозилось строго по весовым параметрам, на рынке случился бы «логистический коллапс»: как в свое время с железнодорожными вагонами, возник бы острый дефицит грузовых автомобилей, ставки бы заоблачно возросли, что сказалось бы и на стоимости продукции, а на подъездах к портам стояли бы километровые пробки.

По мнению эксперта, для решения проблемы необходимо просто дать перевозчикам законодательную возможность возить зерно и пр. сельскохозяйственную продукцию с перегрузом, получая на это специальное разрешение, которое подразумевает и компенсацию причиненного дорогам ущерба. А сумму компенсации, в свою очередь, перевозчики и грузовладельцы могут разделить между собой.

Сейчас, отметим, специальное разрешение на превышение весовых и габаритных параметров можно получить только на транспортировку неделимого груза. Стоимость получения такого разрешения, как правило, ставится в счет грузовладельцу.

В то же время штрафы за его отсутствие или за перевозку делимого груза с превышением допустимых норм, особенно при прохождении автоматического контроля, ложатся на перевозчиков. Единственное: ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях оговаривает возможность наложения штрафа на грузоотправителя в том случае, если он указал в транспортной накладной неверные сведения о массе и габаритах груза.

При этом недавно стало известно, что в Министерстве транспорта уже рассматривают возможность наказания за перегруз и грузоотправителей. На каком этапе находится обсуждение этой инициативы и как будет выглядеть ее воплощение на практике, пока не сообщается.

Обращение же перевозчиков зерна к Президенту, как ответили в Министерстве транспорта на запрос «Коммерсанта», в ведомство еще не поступало.