Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2022-ой год

Одобрено в первом чтении: штрафы с неправильно установленных камер будут автоматически аннулировать

20 декабря 2021 г.13:17

Штрафы с неправильно установленных камер будут аннулировать

Общероссийский народный фронт

В пятницу, 17-го декабря, депутаты Государственной Думы одобрили в первом чтении законопроект, который должен упорядочить использование дорожных камер. В соответствии с этим документом Правительство РФ должно будет прописать четкие и обязательные требования к комплексам фотовидеофиксации нарушений ПДД. С камер, которые установлены не по правилам, штрафы выноситься не будут.

Как отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, сейчас более 80% всех вынесенных постановлений о нарушении Правил дорожного движения приходится именно на те нарушения, которые зафиксированы с помощью дорожных камер. Причем с каждым годом доля таких постановлений, как, собственно, и самих комплексов, только увеличивается.

Так, например, в 2019-м году на дорогах страны насчитывалось около 17 тыс. технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД, в 2020-м году — 19,3 тыс., а по итогам текущего года их количество (вместе с передвижным оборудованием) приближается уже к 23 тыс.

Одновременно растет и сумма взысканных штрафов: в 2020-м году, по сравнению с 2019-м годом, она увеличилась на 13,7% и достигла 94 млрд. рублей.

При этом каких-то единых обязательных норм по установке дорожных камер нет. Есть, правда, ГОСТ 2016-го года, а также специальная методика, утвержденная Правительством РФ в 2019-м году, однако эти документы носят рекомендательный характер.

По словам первого заместителя председателя фракции «Единая Россия» Дмитрия Вяткина, отсутствие обязательных требований повышает риск злоупотребления комплексами. По его мнению, дорожные камеры сейчас главным образом «выполняют функцию сбора денег». Тем более что зачастую они устанавливаются в рамках концессионных соглашений, когда вознаграждение концессионера зависит от количества вынесенных штрафов.

К слову, в 2019-м году была попытка изменить такой порядок. В Государственную Думу был внесен законопроект, разрешающий установку дорожных камер только государственным органам. Однако в последующем законопроект просто сняли с рассмотрения.

Принятый же сейчас в первом чтении законопроект должен уберечь водителей от начисления неправомерных штрафов. С этой целью в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) вводится положение, согласно которому дело об административном правонарушении не смогут возбудить или должны будут сразу же прекратить, если основанием для его возбуждения стали сведения, полученные с дорожных камер, не соответствующих требованиям.

При этом речь идет не только о нарушении правил установки комплексов, их обозначения или об использовании неодобренного программного обеспечения, но и о нарушении порядка обработки и хранения полученных сведений.

Все эти требования должно будет установить Правительство РФ. Они, естественно, будут обязательными к исполнению.

Чтобы Кабинет министров смог своевременно принять необходимые правила, закону дадут полугодовую отсрочку на вступление в силу. Правда, прежде его еще должны одобрить в двух чтениях, а также в верхней палате парламента.

В свою очередь, депутаты полагают, что в обязательное Постановление Правительства РФ надо будет просто включить уже прописанные в ГОСТе и методике требования.

Так, напомним, методика рекомендует согласовывать места установки камер с ГИБДД и владельцами дорог. Места их размещения ограничиваются пятью возможными участками: участки высокой концентрации ДТП или потенциально опасные участки, железнодорожные переезды, участки дорожных работ, а также автоматические пункты весогабаритного контроля.

Координаты каждого комплекса должны находиться в свободном доступе в интернете (на сайте ГИБДД уже запущен соответствующий ресурс).

При этом с 1-го сентября этого года для обозначения дорожных камер начал использоваться новый дорожный знак. Его новизна, кстати, заключается не в его внешнем виде, а в правилах размещения. Так, его можно ставить самостоятельно — без знаков, свидетельствующих о том, на какое нарушение работает камера. Кроме того, его можно монтировать при въезде в населенный пункт, где работают комплексы фиксации нарушений ПДД, с тем, чтобы не устанавливать затем перед каждой камерой.

То есть теперь в населенном пункте знак «Фотовидеофиксации» может и не стоять перед каждым комплексом. Однако вне населенного пункта он по-прежнему является обязательным — за 150-300 метров до камеры.