Объем перевозок по транспортному коридору «Север-Юг» увеличился в 3 раза

14 января 2025 г.10:09

Объем перевозок по транспортному коридору «Север-Юг» увеличился в 3 раза

Пресс-служба ОАО «РЖД»

В течение 2024-го года по восточной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг», которая ведет к Ирану через территорию Казахстана и Туркменистана, было перевезено от 1,8 млн. до 2 млн. тонн грузов, что приблизительно в 3 раза больше, чем в 2023-м году. Такие цифры озвучил посол Ирана в России Казем Джалали. При этом две другие ветки пока отличаются меньшим развитием: для центрального маршрута через акваторию Каспийского моря не хватает грузовых судов, для западного — железнодорожного участка «Решт-Астара», который соединит между собой Иран и Азербайджан. Последний рассчитывают запустить только к 2028-му году.

«В 2024-м году по восточной сухопутной ветке коридора «Север-Юг», которая идет из Ирана в Россию по территории Казахстана и Туркменистана, по предварительным оценкам, было перевезено от 1,8 млн. до 2 млн. тонн грузов», — отметил Казем Джалали.

При этом он уточнил, что в 2023-м году грузооборот на маршруте составил 650 тыс. тонн, то есть приблизительно в 3 раза меньше, однако в целом пропускная способность восточной ветки достигает 15 млн. тонн.

Транспортный коридор «Север-Юг»

Соглашение о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между Россией, Ираном и Индией еще в 2000-м году. Изначально предполагалось, что новый логистический путь станет альтернативой маршруту через Суэцкий канал для доставки индийских товаров в Европу, однако на самом деле до недавнего времени он не столь активно использовался.

Приоритетное внимание транспортный коридор получил после 2022-го года, когда в условиях санкционных ограничений и переориентации логистики Россия искала новые маршруты, обеспечивающие ей выход на страны Азии и Ближнего Востока и др. т.н. «дружественные» государства.

Та часть международного транспортного коридора, которая соединяет Россию и Иран, имеет три основные ветки: восточную, западную и центральную.

Восточная ветка, которая проходит через Казахстан и Туркменистан, на данный момент является наиболее развитой. По крайней мере, она отличается полноценным железнодорожным сообщением, что позволяет использовать маршрут для перевозки значительных объемов сырья и товаров.

Тем более что администрациями железных дорог трех стран на маршруте введены специальные скидки. Так, например, «РЖД» дают скидку в 20% на контейнерные перевозки через российско-казахстанские пограничные переходы и через переход «Болашак/Серхетяка» между Казахстаном и Туркменистаном, «Казахстанские железные дороги» — 40% (на доставку всех видов грузов, за исключением зерна, продуктов перемола и нефтепродуктов), а в Туркменистане — от 40-50% в зависимости от того, происходит ли перегрузка на станции «Серахс» или нет.

Что касается центральной ветки транспортного коридора, которая проходит непосредственно через акваторию Каспийского моря, то ее развитие ограничено в том числе недостаточным количеством грузовых судов.

Как отметил Казем Джалали, Россия и Иран должны нарастить темпы строительства торгового флота.

В свою очередь, западная ветка, пролегающая через территорию Азербайджана, нуждается в прокладке железнодорожного участка «Решт-Астара», который должен соединить между собой Иран и Азербайджан. Из-за его отсутствия грузы сейчас на маршруте перевозят либо исключительно автомобильным транспортом, либо по железной дороге довозят до границы Азербайджана с Ираном, откуда, опять-таки, развозят автомобильным транспортом.

Кредитная линия для строительства участка «Решт-Астара» уже открыта, ввести его в эксплуатацию должны к концу 2027-го года.

Однако еще до запуска полноценного железнодорожного сообщения Россия рассчитывает постепенно наращивать грузовую базу на маршруте, чтобы уже сразу к 2028-му году западная ветка транспортного коридора «Север-Юг» была обеспечена грузовой базой. С этой целью в конце прошлого года было заключено соглашение с Азербайджаном, в соответствии с которым Россия гарантирует определенный объем грузов для перевозки, а Азербайджан — модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

Одновременно для развития транспортного коридора «Север-Юг» в России реконструируют пропускные пункты в створе маршрута, в разы повышая их провозные мощности.