Не менее 11 тыс. проездов беспилотных грузовиков и выход на новый уровень автоматизации: какой будет цифровая трансформация транспортной отрасли России уже в следующем году?

8 ноября 2023 г.11:45

Какой будет цифровая трансформация транспортной отрасли России в 2024 году?

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил Стратегию по цифровой трансформации транспортной отрасли России до 2030-го года. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. В соответствии с ним уже в следующем году на платной трассе М-11 «Нева» планируют обеспечить не менее 11 тыс. проездов беспилотных грузовиков, в том числе машин 4-го уровня автоматизации, которые уже практически не требуют контроля со стороны водителя.

Напомним: тестирование беспилотных грузовых автомобилей на платной трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом началось только в июне этого года. Сколько сейчас машин задействовано в эксперименте, точной информации нет. Однако на первый заезд выпустили три беспилотных «КамАЗа», а после июля их число должно было увеличиться до шести.

Тогда же сообщалось, что в течение 2024-го года на трассу для участия в эксперименте выведут еще 12 «умных» грузовиков.

Как можно понять из утвержденной сейчас Стратегии, это будут автомобили 4-го уровня автоматизации, которые практически не требуют контроля со стороны оператора-водителя. По крайней мере, в документе сказано, что в течение 2024-го года должны произвести как раз таки 12 таких высокоавтоматизированных транспортных средств и обеспечить их тестирование на всех участках трассы М-11 «Нева».

Всего же в соответствии со Стратегией трафик беспилотных грузовиков на дороге за 2024-й год должен составить не менее 11 тыс. проездов.

В то же время в документе нет никаких указаний на то, когда беспилотный эксперимент перенесут на другие дороги, хотя Стратегия утверждена на период до 2030-го года, а изначально как раз таки предполагалось, что к этому сроку беспилотные заезды будут выполняться и на других трассах (М-12 «Москва-Казань», ЦКАД, М-4 «Дон» и др.), а общая протяженность беспилотных логистических коридоров составит не менее 19,5 тыс. км.

Не только «умные» машины

Одновременно с беспилотными автомобильными перевозками в России будут активно развивать беспилотные авиационные системы и автономное судовождение.

Так, в частности, в следующем году перевозку почту дронами планируют выполнять уже на 48 маршрутах в Чукотском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Камчатском крае. Кроме того, должны допустить к эксплуатации не менее 16 беспилотных авиационных систем, а к 2035-му году должны наладить экспорт отечественных беспилотных логистических решений в авиации.

Что касается автономного судовождения, то уже со следующего года в России планируют начать создание автономного портового флота. Как можно понять из Стратегии, в 2024-м году это будет одно судно, а в 2025-м году к нему добавятся еще три.

Навигационные пломбы, электронные накладные и «умные» пункты пропуска

Еще одним шагом на пути цифровой трансформации в логистической отрасли станет наращивание грузовых перевозок с использование навигационных электронных пломб, которые отслеживают маршрут транспортного средства в режиме онлайн и способны предупреждать о несанкционированном доступе к грузовому отсеку.

Сейчас устройства в обязательном порядке используются для транзитных перевозок товаров, запрещенных к импорту в Россию (главным образом, различные продукты питания из стран ЕС) или в рамках эксперимента (например, для транзита белорусских лесоматериалов). Однако со следующего года навигационные пломбы должны будут применяться в рамках всего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — как минимум при транспортировке алкогольной продукции, табачных изделий и санкционных товаров.

В соответствии со Стратегией, в следующем году под пломбами будет выполнено около 30 тыс. перевозок, а к 2030-му году количество рейсов вырастет более чем в 16 раз — до 500 тыс. перевозок за год.

Кроме того, планируется, что в 2024-м году перевозчики оформят 50 млн. электронных документов, а в 2030-м году — уже 5 млрд. электронных перевозочных документов.

Правда, в документе не указано, когда именно электронные перевозочные документы из разряда добровольных переведут на обязательный режим. Ранее сообщалось, что переход к обязательному электронному документообороту в автомобильных перевозках как раз таки может начаться со следующего года.

В Стратегии также говорится о внедрении элементов интегрированной системы в пунктах пропуска на границе. Как можно понять, речь идет о т.н. электронной очереди, тем более что в документе на следующий год обозначено три таких пограничных перехода, которые как раз таки уже работают по новой системе с 1-го сентября этого года — МАПП «Забайкальск», МАПП «Бугристое» и МАПП «Чернышевское».

В 2025-м году к ним должен прибавиться еще один пункт пропуска, а к 2030-му году общее количество пограничных переходов с электронной очередью достигнет 20.

Трудности цифровой трансформации

Вместе с тем в Стратегии указаны и риски, которые могут затормозить реализацию утвержденных мероприятий.

В частности, к таким рискам относят отсутствие технологии 5G для развития инфраструктуры беспилотных транспортных средств и отсутствие необходимого программного обеспечения (все это, подчеркнем, в условиях санкций), а также низкую востребованность цифровых сервисов, неравномерное развитие транспортной инфраструктуры на территории РФ и разнородность финансового регулирования сферы транспорта на уровне различных регионов.