Наблюдение недели: Россия прорывается транспортными коридорами на север и на юг
23 июня 2025 г.09:00

Пресс-служба Министерства транспорта РФ
Пока на Петербургском международном экономическом форуме (ПФЭМ), который на прошлой неделе состоялся в Санкт-Петербурге, подписывали самые различные соглашения о намерениях, в том числе в логистической сфере, мы обратили внимание на прорывные намерения России в деле освоения транспортных коридоров. Во-первых, сделать кругогодичными перевозки по Северному морскому пути (в планах). Во-вторых, возродить речные перевозки на транспортном коридоре «Север-Юг» (тоже в планах). И в-третьих, провести Новый Шелковый путь через сибирские регионы (в еще более отдаленных планах).
Круглогодичный Северный морской путь
Как рассказал специальный представитель «Росатома» по Арктике Владимир Панов, для того чтобы сделать Северный морской путь, который сейчас можно использовать только в период короткой летне-осенней навигации, круглогодичным, необходимо построить особый флот высокого арктического класса.
Проект, естественно, планируют реализовать не в одиночку, а совместно с китайской компанией, которая рассчитывает, что таким образом сможет значительно сократить сроки доставки своих товаров в Европу.
Совместное предприятие «Росатома» и морского оператора New New Shipping уже создано и якобы уже взялось за проектирование будущего флота.
Первый контейнеровоз особого арктического класса обещают спустить на воду не позднее 2027-го года. То есть, по сути, если верить этим планам, то уже в 2028-м году на Северном морском пути начнутся круглогодичные перевозки (ну, хотя бы в ограниченном режиме).
Правда, на данный момент участники проекта еще не определились, на какой верфи строить флот, а из-за этого они пока даже не могут рассчитать стоимость работ.
Плюс, конечно, в вопросе сроков надо еще учитывать санкционные ограничения в отношении России и то, что зарубежные компании, которые тесно сотрудничают с российскими коллегами, запросто могут быть заподозрены в помощи в санкционном обходе и тоже попасть под рестрикции...
Сибирский Шелковый путь
Такие сибирские регионы, как Тыва, Хакасия и Красноярский край, рассчитывают, что Китай согласится провести через их территорию северную ветку своего масштабного логистического проекта — Нового Шелкового пути.
С этой целью они уже даже заключили между собой меморандум о сотрудничестве.
В принципе, проект действительно выглядит перспективным: Китай таким образом получит выход на Северный морской путь, а Северный морской путь, как уже отмечалось выше, способен очень даже значительно сократить сроки доставки товаров в Европу (как минимум, не придется огибать континент через Суэцкий канал или застревать на загруженных БАМе и Транссибе в России).
При этом проект затрагивает также и Монголию. То есть, ожидается, что китайские товары пойдут к Северному морскому пути транзитом именно через ее территорию.
Вот только для того чтобы такая северная ветка Нового Шелкового пути действительно получилась, необходимо, например, достроить наконец-то железнодорожную линию в Тыве «Курагино-Кызыл» (ее еще в 2011-м году пафосно провели на 1 км, после чего работы остановились и больше не возобновлялись).
А самое главное — необходимо разработать и проложить Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль, возможная протяженность которой оценивается в 2 тыс. км.
Стоит ли говорить, что эти работы явно займут не пару лет?..
Речной коридор «Север-Юг»
В Ульяновске планируют построить портовый логистический комплекс на Волге. Соответствующее соглашение уже тоже заключено.
А поскольку Волга впадает в Каспийское море, то проект позволит включить Ульяновскую область и другие регионы Приволжского федерального округа (ПФО) в международный транспортный коридор «Север-Юг» — один из приоритетных для России в условиях санкционных ограничений.
И не просто включить, а возродить речные перевозки по маршруту, сняв таким образом часть нагрузки с железных дорог, с одной стороны, а с другой — дав возможность организовывать мультимодальную доставку товаров с использованием железнодорожного и речного транспорта (ну, и с подключением автомобильного транспорта, естественно).
Единственное, для реализации проекта необходимо еще в нормальном состоянии поддерживать стремящийся к обмелению Волго-Донской канал и построить достаточное количество речного флота во всем многообразии судов.
Кстати, когда именно речной хаб в Ульяновской области планируют запустить, пока даже не думают уточнять...
...
Всем продуктивного начала рабочей недели! И продолжайте вместе с нами следить за последними тенденциями в мире логистики и транспорта!