Через Сибирь проведут северную ветку Нового Шелкового пути
19 июня 2025 г.15:40

Пресс-служба ОАО «РЖД»
Создание Центрально-Евразийского транспортного коридора «Россия-Монголия-Китай» через регионы Сибири с выходом на Северный морской путь станет основой «северной ветки» Нового Шелкового пути, сообщил ТАСС глава Тывы Владислав Ховалыг. Он подчеркнул, что в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) было подписано соглашение между несколькими российскими регионами о развитии логистического маршрута. Для этого, в частности, необходимо возобновить работы по прокладке железнодорожной линии «Курагино-Кызыл» и довести ее до границы с Монголией, а также реализовать масштабный проект по строительству Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.
«Сегодня на форуме подписан меморандум о сотрудничестве между правительствами Тывы, Хакасии, Красноярского края и фондом «Центр стратегических разработок» о создании новой трансграничной железнодорожной линии «Россия-Монголия-Китай», — рассказал Владислав Ховалыг.
«Центрально-Евразийский транспортный коридор становится центральным компонентом перспективной системы транспортировки крупнотоннажных грузов твердых полезных ископаемых минерально-сырьевой базы Сибири, обеспечивает дополнительную возможность транзита товаров к Северному морскому пути через реку Енисей и создает основу «северной ветки» Нового Шелкового Пути», — уточнил глава Тывы.
По его словам, «Центр стратегических разработок» уже приступил к первому этапу разработки технико-экономического обоснования будущего транспортного коридора.
«В минувшем месяце нам удалось провести в Тыве рабочие встречи с представителями ведущих инвестиционных компаний из Монголии, которые выразили намерение принять участие в строительстве железной дороги на монгольском участке до северной границы Монголии. … Со стороны российских компаний и крупных частных инвесторов также проявляется значительная активность и поддержка инициативы. Примером служат инициативы металлургических предприятий Красноярского края, Хакасии и Иркутской области», — добавил Владислав Ховалыг.
Напомним: осенью 2023-го года президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о строительстве еще одной крупной железной дороги в России — Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. По приблизительным оценкам, ее протяженность составит около 2 тыс. км.
Железная дорога пройдет от порта Сабетты в ЯНАО и через территорию нескольких сибирских регионов дойдет до границы с Монголией, откуда открывается выход на китайский Урумчи. Таким образом, магистраль соединит Монголию и Китай с Северным морским путем.
Правда, для реализации проекта необходимо еще возобновить работы по строительству железнодорожной ветки «Кызыл-Курагино», которая в принципе станет первой на территории Тывы. Официальный старт этим работам был дан еще в 2011-м году, однако после прокладки 1 км путей они остановились.
«Новый Шелковый путь» — это проект КНР, направленный на возрождение древнего «Шелкового пути». Торговый коридор с оцениваемым объемом производства до 21 трлн. долларов протянется из Шанхая в Берлин. Он будет пересекать Китай, Монголию, Россию, Беларусь и Германию, его длина составит более 12 тыс. км.