Экспериментальный правовой режим для тестирования беспилотных грузовиков введут на трассе М-11 осенью 2022 года

12 июля 2022 г.14:21

Осенью 2022 года на М-11 введут правовой режим для тестирования беспилотников

Пресс-служба ГК «Автодор»

Ожидается, что осенью этого года будет принят экспериментальный правовой режим (ЭПР), который позволит проводить тестовые заезды беспилотных грузовых автомобилей на платной трассе М-11 «Нева». Как рассказали в пресс-службе Министерства транспорта РФ, шесть компаний логистической и транспортной отраслей уже подготовили и подписали единую программу такого режима и внесли соответствующую инициативу в Министерство экономического развития РФ.

Напомним: к 2024-му году платную трассу М-11 «Нева» между Санкт-Петербургом и Москвой планируют сделать первым в России беспилотным логистическим коридором. Соглашение о сотрудничестве в этой сфере было подписано летом прошлого года между несколькими компаниями и ассоциациями, представляющими всю цепочку беспилотной доставки товара — от разработчиков технологий и производителей транспортных средств до непосредственно грузоотправителей и перевозчиков.

Однако для тестирования беспилотных грузовиков на трассе необходим специальный правовой режим, который позволит регулировать аспекты использования таких транспортных средств при отсутствии соответствующих изменений в законодательстве.

«Введение ЭПР позволит в течение трех лет апробировать цифровые инновации на грузовом транспорте, которые включают в себя проектирование, производство и эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и инфраструктуры для них, разработку сервисов по оказанию транспортных и логистических услуг в сфере беспилотных грузовых перевозок», — пояснили в пресс-службе Министерства транспорта.

Там подчеркнули, что особенностью ЭПР для трассы М-11 является не только использование беспилотного автомобиля, но и развитие технологий «умной» дороги, а также широкий круг участников пилотного проекта. Так, свое участие уже подтвердили производители «умных» транспортных средств (ПАО «КамАЗ», НПО «СтарЛайн»), крупные перевозчики (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит», Х5 Logistics) и оператор инфраструктуры — ГК «Автодор».

При этом разработка экспериментального правового режима происходила на площадке ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», которая тоже входит в пилотный проект.

Как уточнил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, «принимая ЭПР, государство берет на себя юридические риски, и это позволит начать эксплуатацию грузовых автомобилей в беспилотном режиме на подготовленных транспортно-логистических коридорах, не дожидаясь, или, точнее, совместно с разработкой и принятием большего числа нормативных актов».

Кроме того, в рамках ЭПР государство обеспечивает и финансирование создания соответствующей цифровой дорожной инфраструктуры.

«Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 «Нева» позволит на практике, в условиях естественной транспортной среды, апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков, а также уточнить нюансы правового регулирования. Новелла эксперимента — использование инфраструктуры «умной дороги» для более эффективного управления транспортным средством в автоматизированном режиме. По итогам эксперимента нормативно-правовые наработки будут положены в основу изменений действующего законодательства», — отметил, в свою очередь, директор Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ Анатолий Дюбанов.

К самому тестированию беспилотных грузовиков на трассе М-11, скорее всего, приступят уже в следующем году. Так, «КамАЗ» обещает в следующем году выпустить на дорогу до пяти «умных» машин, а в 2024-м году — уже до 50 беспилотников.

Как можно понять из предыдущих пояснений участников проекта, первое время будет тестироваться небольшой участок пути протяженностью где-то около 10 км, который проходит вдалеке от городской черты. Пилотные заезды будут выполняться от склада до склада. При этом для «умных» грузовиков не будут выделять отдельной полосы — машина поедет в общем потоке, однако на водительском месте с целью подстраховки будет находиться оператор.

Отработка различных технических решений и бизнес-моделей беспилотного грузового движения на М-11 позволит в последующем масштабировать проект и на другие трассы. Тем более что, по планам, к 2030-му году общая протяженность беспилотных логистических коридоров должна увеличиться до 19,5 тыс. км за счет таких магистралей, как М-4 «Дон», М-12 «Москва-Казань», ЦКАД и пр.

«Доставка беспилотными грузовиками в реальных условиях — это единственная возможность проверить устойчивость бизнес-моделей, на практике подтвердить экономические перспективы этого направления. Мы видим большой потенциал у беспилотных грузовиков как инструмента существенного сокращения затрат транспортной логистики за счет автоматизации регулярных грузоперевозок на магистральных направлениях. Их эксплуатация позволит снизить нагрузку на экологию придорожных территорий за счет снижения расхода топлива, а также повысит безопасность дорожного движения», — указал директор по цепочкам поставок и логистике розничной сети «Магнит» Федор Павловский.

В целом, ожидается, что использование беспилотных грузовых автомобилей сократит до 2025-го года издержки на оплату труда водителей на 30%, а на топливо — на 28%. Кроме того, по предварительным оценкам, к 2030-му году беспилотные логистические коридоры должны на 25% увеличить коммерческую скорость доставки товаров и снизить себестоимость перевозок более чем на 10%.