На субсидирование перевозок по Северному морскому пути выделили дополнительно еще 300 млн. рублей
23 октября 2024 г.11:21
Пресс-служба «Росатома»
Правительство РФ выделило дополнительно 300 млн. рублей на субсидирование грузовых перевозок по Северному морскому пути, сообщается на сайте Кабинета министров. Средства, рассчитанные до конца года, пойдут компаниям-перевозчикам в качестве компенсации их издержек из-за установления льготных тарифов на доставку товаров. Всего на 2024-й год было запланировано три каботажных рейса по Северному морскому пути, подпадающих под механизм субсидирования.
«Федеральные средства пойдут на субсидирование регулярных перевозок по Северному морскому пути. На эти цели будет выделено 300 млн. рублей. Они будут направлены компаниям-перевозчикам на компенсацию недополученных из‑за льготных тарифов доходов, а также расходов, связанных с заходами судна в порты», — отмечается в сообщении пресс-службы Правительства РФ.
Напомним: механизм субсидирования грузовых перевозок по Северному морскому пути был запущен в 2022-м году. Благодаря ему компании-перевозчики могут снизить тарифы и тем самым привлечь дополнительный грузовой поток на транспортный коридор, использование которого из-за климатических условий и короткого периода навигации требует больших затрат, чем, например, перевозка грузов по обычному маршруту по железной дороге.
Однако под субсидирование подпадают только конкретные рейсы. В этом году, в частности, в рамках льготного механизма было запланировано три каботажных рейса по Северному морскому пути: по маршрутам «Архангельск – Сабетта – Корсаков – Восточный порт – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск», «Архангельск-Певек-Архангельск» и «порт Восточный – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург».
Однако в то же время стоит отметить, что с 2022-го года механизм субсидирования перевозок по Северному морскому пути расширяется. Так, в частности, количество рейсов уже увеличено с двух до трех. Плюс, каждый год в маршрут включают все новые порты заходов.
В среднем же, на субсидии в год из федерального бюджета выделяется по 560 млн. рублей. Таким образом, в 2024-м году общий объем субсидирования составит 860 млн. рублей.
Северный морской путь проходит в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому его использование ограничено климатическими условиями, коротким навигационным периодом и необходимостью привлекать специальный ледокольный флот, что увеличивает издержки на организацию перевозок по этому транспортному коридору, хотя, с другой стороны, он действительно обеспечивает кратчайшее расстояние между северо-западными и дальневосточными регионами страны, а также в целом между Азией и Европой.
В связи с последним Россия как раз таки и стремится привлечь к освоению Северного морского пути Китай. Если в прошлом году китайская компания выполнила только один рейс по транспортному коридору, то в 2024-м году уже был запущен специальный проект (т.н. «Арктический экспресс»), который как раз таки предусматривает доставку товаров из Китая в северо-западные и центральные регионы страны по Северному морскому пути.
Ожидалось, что всего в 2024-м году в рамках проекта будет выполнено не менее 10 судозаходов.
Кроме того, в этом году и Беларусь впервые использовала Северный морской путь для доставки товаров из Китая.
По преварительным расчетам, общий грузовой поток по Северному морскому пути по итогам 2024-го года составит около 37 млн. тонн. Хотя тут стоит напомнить, что когда-то (в 2018-м году), когда Владимир Путин заступал на свой очередной президентский срок, планировалось, что к 2024-му году объем перевозок по Северному морскому пути вырастет до 80 млн. тонн грузов в год.