Аж на 1 млн. тонн больше: в 2024 году ожидают рекордный грузопоток по Северному морскому пути
15 октября 2024 г.09:00
Пресс-служба «Росатома»
Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидает, что объем грузовых перевозок по Северному морскому пути (СМП) в 2024-м году будет рекордным и превысит показатели прошлого года на 3-5%. Об этом ТАСС сообщил первый заместитель главы ведомства Гаджимагомед Гусейнов. Правда, по итогам прошлого года по транспортному коридору было перевезено 36,2 млн. тонн, в то время как в 2018-м году президент РФ Владимир Путин, вступая на очередной срок, поручал через шесть лет довести объем грузов по Северному морскому пути до 80 млн. тонн в год.
«На сегодняшний день мы опережаем аналогичные показатели прошлого года на порядка 3-5%. Мы идем с ростом относительно прошлого года где-то в 1 млн. тонн больше на сегодняшний день. Безусловно, [такая тенденция сохранится]. Мы ожидаем, что будет рекорд», — отметил Гаджимагомед Гусейнов.
Таким образом, фактический объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, не составит и половины от того, что поручалось шесть лет назад.
Вместе с тем стоит отметить, что после 2022-го года транспортный коридор все-таки стали развивать более активно, поскольку он полностью проходит в акватории РФ и в условиях санкций обеспечивает определенную независимость от ограничений, вводимых другими странами.
Так, в 2022-м году запустили механизм субсидирования внутрироссийских перевозок по Северному морскому пути, что приближает стоимость транспортировки к железнодорожной доставке. Причем за два года значительно расширили количество портов захода и выхода, входящих в субсидируемый маршрут (включили, например, порты Архангельск, Находку и Корсаков), а число рейсов увеличили с двух до трех.
Кроме того, в этом году по Северному морскому пути запустили т.н. «Арктический экспресс», в рамках которого по транспортному коридору перевозятся грузы между Архангельском и китайским Шанхаем, а от Архангельска доставляются в другие регионы России. В течение навигационного периода 2024-го года по этому проекту планировали выполнить до десяти судозаходов.
Плюс, недавно по Северному морскому пути впервые были доставлены товары из Китая в другую страну — в Беларусь. Судно прибыло в порт Санкт-Петербурга, откуда грузы автомобильным транспортом отправили в Могилев.
В целом же, развитие Северного морского пути, несмотря на то что он обеспечивает кратчайшее расстояние между Азией и Европой, ограничивает короткий навигационный период и необходимость привлекать специальный ледокольный флот, что увеличивает затраты на транспортировку.