На строительство железной дороги «Решт-Астара», которая позволит доставлять грузы напрямую из России в Иран через территорию Азербайджана, потребуется как минимум 3-4 года

14 апреля 2025 г.12:39

На строительство железной дороги «Решт-Астара» потребуется 3-4 года

pxhere.com

Железную дорогу «Решт-Астара» построят не ранее чем через 3-4 года. Об этом, как отмечает ТАСС, заявил посол Ирана в Москве Казем Джалали. Железная дорога соединит между собой Иран и Азербайджан и тем самым позволит напрямую доставлять грузы по западной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг», которая сейчас главным образом отличается автомобильным сообщением. Вместе с тем ранее запустить железнодорожный участок «Решт-Астара» рассчитывали к началу 2028-го года, а к непосредственным работам по проекту должны были приступить весной этого года.

«Мы понимаем, что как минимум 3-4 года еще нужно, чтобы построить железную дорогу [«Решт-Астара»]», — отметил дипломат в интервью «России-24».

Напомним: железнодорожный участок «Решт-Астара» длиной около 170 км находится на границе Ирана с Азербайджаном. Из-за его отсутствия сейчас грузы между Россией и Ираном нельзя напрямую доставлять через территорию Азербайджана железнодорожным транспортом. В результате, по железной дороге они доезжают до границы Азербайджана с Ираном, а оттуда развозятся автомобильным транспортом, что существенно ограничивает объем возможного грузового потока.

При этом отдельно работает и непосредственный автодорожный маршрут. По словам Казема Джалали, по нему уже доставляется более 3 млн. тонн грузов в год.

Соглашение между Ираном и Россией о строительстве железнодорожного участка «Решт-Астара» было подписано еще в мае 2023-го года. Документ предусматривает, что Россия профинансирует часть работ по проекту, общая стоимость которых достигает 1,6 млрд. евро.

В декабре прошлого года сообщалось, что Россия уже открыла соответствующую кредитную линию.

Для российской логистики этот проект крайне интересен тем, что он обеспечивает «сквозной» проезд к портам Персидского залива и дает выход на т.н. «дружественные» страны Ближнего Востока, а через них — на африканский рынок.

Вместе с тем у международного транспортного коридора «Север-Юг» есть еще два маршрута. Восточная ветка, которую активизировали в 2023-м году, проходит через территорию Казахстана и Туркменистана и как раз таки отличается железнодорожным сообщением.

«Мы запустили этот маршрут в 2023-м году. В 2024-м году мы поставили перед собой задачу, чтобы до 2 млн. тонн грузов перевозить. Мы очень рады, что мы получили статистику в 1,8 млн. тонн грузов», — уточнил Казем Джалали, подчеркнув, что в 2025-м году стороны рассчитывают выйти на показатели в 3 млн. тонн, в то время как в целом потенциал восточного маршрута составляет 15 млн. тонн грузов в год.

«Есть и другой маршрут, который мы называем средний маршрут, который проходит через Каспийское море — Россия, Каспийское море, Иран. В 2024-м году более 8 млн. тонн грузов мы провозили через Каспийский маршрут», — добавил посол Ирана в России, подчеркнув, что «это очень хорошая статистика».

Отметим: соглашение о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между Россией, Индией и Ираном еще в 2000-м году. Тогда предполагалось, что маршрут главным образом будет использоваться Индией для доставки товаров в Европу, имея для России больше транзитное значение.

Однако после 2022-го года на фоне масштабных санкционных ограничений, когда российская логистика была вынуждена переориентироваться на новые направления, коридор «Север-Юг» стал приоритетным для РФ, поскольку как раз таки может поддержать эту переориентацию.