На польско-белорусской границе ужесточили контроль грузов

9 апреля 2024 г.17:17

На польско-белорусской границе ужесточили контроль грузов

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

В конце марта появилась информация о том, что польские таможенники ужесточили контроль грузовиков на выезде в Беларусь. От водителей якобы требуют дополнительный пакет документов, а при его отсутствии фуру могут запросто развернуть. Мы спросили у представителей логистического рынка, так или это на самом деле. Они подтвердили информацию, но с уточнением: контроль усилен в отношении подсанкционных товаров. Если груз не находится под ограничениями ЕС, то в целом проблем на границе не должно возникнуть.

«Да, условия перевозок действительно ужесточились. В частности, для товаров, попадающих под санкционные режимы, включая группы ТН ВЭД 84-87. При транзите через Беларусь или Россию в третьи страны — Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Арабские Эмираты, Турцию и др. — для грузов требуют дополнительные документы», — подтвердил руководитель направления международных автоперевозок компании Noytech Supply Chain Solutions Иван Захарченко.

Как уточнил заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC Игорь Ковалев, ситуация на единственном пограничном переходе между Польшей и Беларусью «Кукурыки/Козловичи» начала ухудшаться около двух недель назад«Это связано с письмом польского Минфина, в котором с целью пресечения обхода санкций таможенной службе были даны рекомендации по ужесточению контроля на границе», — поясняет он.

«Действительно, начиная с 23-го марта 2024-го года в пункте пропуска на границе Польши и Беларуси польская сторона начала требовать у водителей список документов на товар, который является санкционным для Беларуси и России и следует в третью страну, — подтверждает сведения и руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов. — Данные требования были введены польской стороной в ответ на обход антироссийских санкций, поскольку большое количество легковых автомобилей и других санкционных товаров из Европы, несмотря на ограничения, продолжало поступать в РФ».

По информации представителя компании STALOGISTIC, дополнительные требования должны были затронуть только три группы товарной номенклатуры ВЭД — 84, 85 и 87, которые следуют транзитом через Беларусь и Россию в третьи страны. Однако на практике все сложилось иначе.

«С первых дней вступления в силу этих рекомендаций дополнительные документы запрашивались практически по каждой машине, и машины разворачивались. Мы считаем, что это связано с тем, что польские таможенники, получив новые требования, начали перестраховываться и применять их буквально на все грузы», — говорит Игорь Ковалев.

Сейчас, по его словам, ситуация на польско-белорусской границе уже несколько улучшилась, польские таможенники разворачивают все меньше машин, однако риск остается практически по каждому грузу, если по документам он следует на получателя в Беларуси, Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, Турции, ОАЭ и т.д.

«Если по тому или иному коду ТН ВЭД, даже не включенному в рекомендации, есть санкционные ограничения для России, то достаточно высока вероятность, что польская таможня запросит дополнительные документы», — подчеркивает заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC.

«При их отсутствии машины оставляют на польском терминале до момента предоставления документов по списку», — отмечает Евгений Дятлов.

Какие документы требуют?

Как уточнил Игорь Ковалев, теперь, например, в перечень сопроводительных документов входит подтверждение оплаты за товар. «Раньше его могли требовать или нет, теперь это обязательный пункт», — добавляет эксперт.

Кроме того, польская таможня запрашивает контракт между европейским экспортером и получателем по документам, а также письмо от экспортера, где он подтверждает, что товар идет тому получателю, который указан в документах, что он знает, кем и как будет использован товар, дает свою гарантию, что он не будет перепродан по пути следования в Россию, а в случае нарушения готов нести ответственность в соответствии с польским законодательством.

Если же экспортер сам не является производителем товара, то дополнительно необходимо приложить еще аналогичное письмо от производителя.

Список требуемых документов вручают прямо водителю. «Причем если изначально эти документы запрашивались в копиях на польском или английском языке, то последние несколько дней требуют уже оригиналы на польском языке или с нотариально заверенным переводом», — отмечает представитель компании STALOGISTIC.

«Если таможню не удается убедить, что товар идет в ту страну, которая указана в документах, машину разворачивают: таких случаев много и в нашей практике, и в целом на рынке. В том случае, когда машину просто разворачивают, можно еще попытаться пересечь границу через другой погранпереход. А когда при этом аннулируют экспортную декларацию, приходится делать новую декларацию или отправлять товар назад грузоотправителю», — продолжает он описывать ситуацию.

При этом таможенные агентства, которые отвечают за открытие экспортных деклараций, тоже начинают перестраховываться и запрашивать все больше дополнительных документовВ итоге, за последние две недели очередь на польско-белорусской границе растянулась до 50-70 км.

«Среднее время ожидания в очереди на границе Польши и Беларуси увеличилось с 1 до 7-8 дней», — уточняет представитель компании FM Logistic в России.

«Мы все-таки рассчитываем, что в ближайшее время польские таможенники получат какие-то официальные разъяснения по применению новых требований и они будут действовать только на указанные в рекомендациях Минфина Польши коды ТН ВЭД», — отмечает Игорь Ковалев.

«Однако в целом ситуация с доставкой грузов через европейский участок границы будет оставаться напряженной, так как Польша фактически присоединилась к балтийским странам, которые ужесточили требования к таможенному контролю еще раньше», — заключает заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC.

Но только на санкционные грузы

При этом, однако, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев подчеркивает, что ужесточение контроля касается только товаров, находящихся под ограничениями ЕС.

«Накануне, 2-го апреля, наша фура прошла из Польши транзитом через Беларусь и РФ на Казахстан. Никаких проблем с оформлением документов не наблюдалось. Есть у нас водитель, который за сутки успевал выехать из Беларуси в Польшу на загрузку и вернуться обратно. А это две границы в обе стороны», — рассказывает эксперт.

«Но санкционные грузы мы не возим, — уточняет Игорь Чернышев. — Польские таможенники могут завернуть на досмотр. Однако при отсутствии подсанкционных грузов проблем быть не должно».

«Наши фуры на границе не разворачивали», — добавляет директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.

На какие же грузы должны распространяться новые требования?

Код ТН ВЭД 84: ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части.

Код ТН ВЭД 85: электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности.

Код ТН ВЭД 87: средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.