На Крайнем Севере смогут строить платные дороги без бесплатных дублеров

24 июля 2019 г.18:12

На Крайнем Севере смогут строить платные дороги без бесплатных дублеров

pixabay.com

Государственная Дума официально разрешила строить на Крайнем Севере платные дороги без наличия бесплатных для них дублеров. Соответствующие поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» приняты сегодня, 24-го июля, в окончательном чтении.

Изменения, подготовленные Министерством транспорта, коснулись 37-й статьи закона. В ней сказано, что вводить плату за дороги можно только при условии существования альтернативного бесплатного проезда. Теперь для Крайнего Севера сделают исключение.

Проблема в том, что на данный момент значительная часть жителей Крайнего Севера не имеет доступа к сети автомобильных дорог общего пользования. Товары в регионы доставляются по «зимникам» и ледовым переправам, а в те периоды, когда лед только крепнет или, наоборот, тает, вообще никак. Тогда в экстренных ситуациях спасает лишь малая авиация.

Чтобы обеспечить северные территории всем необходимым, ежегодно по рекам, пока они открыты для навигации, перевозятся тысячи тонн грузов (на что одномоментно тратятся миллионы рублей). При этом есть такие поселения, куда «северный завоз» следует выполнить в течение каких-нибудь 10-14 дней: после река обмелеет и перестанет быть судоходной.

Для сравнения: в Якутии, площадь которой в 1,2 тыс. раз больше площади Москвы, протяженность дорог равна примерно 30,3 тыс. км, что только в 4,5 раза больше, чем в Москве.

Отметим также, что в этом самом крупном регионе России лишь около 8% земель находится в зоне круглогодичной транспортной доступности.

Строительство дорог на Крайнем Севере затруднено по нескольким причинам. Прежде всего, в экстремальных погодных условиях это, в принципе, крайне дорогой и трудозатратный процесс. У региональных бюджетов на это просто нет средств. Привлечь частные инвестиции местные власти тоже не могут, поскольку строительство дороги на основе концессионного соглашения предусматривает платную эксплуатацию, а платной дорога может стать только при наличии бесплатного дублера.

Получается замкнутый круг: дороги невозможно построить ни за счет бюджета, ни за счет бизнеса.

Принятые поправки как раз таки и направлены на то, чтобы расширить автодорожную сеть на Крайнем Севере и привлечь для этого частные инвестиции.

Причем изначально планировалось переводить на платную основу только новые дороги, построенные после того, как изменения вступят в силу. Однако в окончательном варианте список исключений расширился: платными могут стать и уже давно эксплуатируемые трассымосты и путепроводы, если они будут реконструированы на средства бизнеса.

В то же время для водителей легковых автомобилей и мотоциклов проезд все равно оставят бесплатным. Перечень «льготников», определяемых Правительством РФ, может еще расшириться. Вероятнее всего, в него попадут маршрутные автобусы, машины «скорой помощи», МЧС и др. специальных служб.

Заметим, что не все положительно настроены по отношению к принятому законопроекту. Ранее член парламентского Комитета по транспорту и строительству, член партии «Справедливая Россия» Дмитрий Ионин выразил опасение, что такой механизм внедрения платных дорог может распространиться не только на Крайний Север и что власти вообще перестанут строить дороги самостоятельно.

Первое чтение, напомним, законопроект прошел еще в феврале этого года. Сейчас он отправится на рассмотрение Совета Федерации, а после — Президента. Дата его вступления в силу станет известна после официального опубликования.