Министерство транспорта прорабатывает возможности увеличения перевозок зерна в порты по железной дороге

5 февраля 2019 г.18:10

Проблему перегруза при автомобильных перевозках зерна можно решить, в том числе, увеличив объемы транспортировки по железной дороге. Такое мнение, как передает ТАСС, высказал министр транспорта РФ Евгений Дитрих на заседании Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству.

«Мы на примере перевозок зерна проработаем (механизм – прим.), у нас многие порты обладают достаточно неплохой инфраструктурой железной дороги, которая позволяет эти грузы перевозить довольно успешно. Так мы и дорогу не будем разбивать, и большое количество пробок создавать», — отметил министр.

Ранее, напомним, о «неприемлемых условиях работы» для автоперевозчиков при транспортировке сельхозпродукции, особенно зерна, сообщала Национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс». Соответствующие письма были направлены в Правительство РФ, Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, в Федеральную антимонопольную службу, а также опубликованы на сайте объединения.

Основная проблема, указывали в ассоциации, связана с тем, что трейдеры, пытаясь сэкономить на транспортных издержках, «вынуждают» транспортные компании перевозить зерно с двух-трехкратным перегрузом. Перевозчики, в свою очередь, «идут на эти нарушения, боясь потерять контракты и остаться без доходов», отмечается в письме. При этом издержки перевозчиков растут, поскольку автотранспорт при постоянных перегрузках быстрее изнашивается.

20-го января перевозчики, недовольные условиями работы, объявили забастовку, к концу января к ней, по словам лидеров протеста, присоединились более 5 тыс. человек из 8 регионов России — Краснодарского края, Ставропольского края, Ростовской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Воронежской и Саратовской областей.

Цель забастовки — заставить грузовладельцев пересмотреть действующие тарифы на перевозку зерна.

В то же время в Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП) отмечают, что расценки на услуги транспортных компаний формирует рынок, а продолжающиеся забастовки грозят существенно снизить объемы экспорта российского зерна и, соответственно, обернуться убытками для экспортеров.

В ассоциации подчеркивают, что проблема усугубляется тем, что по всей России порядка 65% отгрузок зерна в порты осуществляется автомобильным транспортом, а некоторые порты вообще лишены железнодорожных подъездов.

«Мы с РЖД говорили тоже, они готовы подхватить эту историю, если объем перевозки будет понятен, прогнозируем», — сказал Евгений Дитрих. Он отметил, что на железнодорожных станциях есть площадки, которые никак не используются. «Загнать туда грузовики, которые возят зерно, построить там мини-склады, мини-элеваторы, чтобы можно было погрузить в поезд, загрузить его потом в порту на пароход и отправить. Не накапливать это зерно на площадках в порту, не ждать, пока они все туда приедут, разгрузятся и понемногу накопят на пароход. Пароход надо загрузить и отправить», — пояснил глава Министерства транспорта.

Ранее, однако, РЖД заявляли о проблемах с выгрузкой зерна в южных портах: трудности с выгрузкой, в частности, стали одним из факторов снижения погрузки зерна в январе на 8,5%, до 1,99 млн. тонн.

Предложения РЖД

РЖД планируют в первом квартале встретиться с грузоотправителями и обсудить возможные меры по увеличению погрузки зерна, сообщал в конце января заместитель генерального директора РЖД, начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) Алексей Шило.

По его словам, речь идет о возможности применения различных типов подвижного состава для перевозки зерна, использования грузовых дворов для установки мини-элеваторов и формирования крупных партий от небольших грузоотправителей.

Также Алексей Шило напомнил про пилотный проект РЖД на Приволжской дороге, где установлены два оборудованных весами мини-элеватора. Теперь там можно формировать крупные партии зерна из небольших грузов, а затем использовать «зерновой экспресс», который позволяет сократить время доставки груза, ускорить оборот специализированного подвижного состава, а также меньшим количеством вагонов перевезти больший объем груза, что фактически решает актуальную проблему дефицита зерновозов.