Министерство транспорта продолжает настаивать на повышении максимальных тарифов для платных дорог

5 октября 2022 г.11:35

Минтранс продолжает настаивать на повышении тарифов для платных дорог

Пресс-служба ГК «Автодор»

Министерство транспорта РФ снова вернулось к идее поднять максимальные тарифы за проезд по платным дорогам. В октябре прошлого года ведомство уже выступало с таким предложением, однако оно не было поддержано. Сейчас в министерстве опять выставили на обсуждение проект повышения тарифов. Что примечательно, после доработки документа предельный размер платы для легковых автомобилей, по сравнению с прошлогодней инициативой, так и не был снижен, а вот для грузовиков рост тарифов все-таки решили уменьшить.

Итак, если в этот раз предложение Министерства транспорта будет принято, то для тяжелых грузовиков максимальная стоимость проезда по дорогам, переведенным в платный режим после реконструкции (как, например, М-4 «Дон», М-3 «Украина» и т.п.), увеличится с 9,5 до 14,5 рубля за 1 км, а по платным дорогам, построенным с нуля (М-12 «Москва-Казань», ЦКАД и др.), — с 9,5 до 25 рублей за 1 км.

Отличием от прошлогоднего проекта является как раз таки вот эта предельная стоимость в 14,5 рубля: первоначально ее предлагали поднять до 16,5 рубля. То есть для грузовых машин во время доработки документа все-таки сделали небольшое послабление. А вот для легковых автомобилей все оставили в соответствии с первым вариантом.

Для них максимальный тариф по платным реконструированным дорогам предлагают установить в размере 5 рублей за 1 км, по новым платным дорогам — в размере 8 рублей за 1 км, в то время как сейчас и в первом, и во втором случае максимальный тариф составляет 3 рубля за 1 км.

Стоит отметить, что сейчас в принципе нет разделения на реконструированные и построенные с нуля трассы — предельная стоимость для них одинаковая. Министерство транспорта предлагает все же учитывать затраты, необходимые для реконструкции и строительства, и в соответствии с этой разницей устанавливать максимальные тарифы.

Что касается платных дорог, построенных или реконструированных в рамках концессий, то здесь максимальный тариф для легковых автомобилей предлагают поднять с 12 до 16,5 рубля, а для тяжелых грузовиков — с 38,5 до 53 рублей. Правда, это не затронет соглашения, заключенные до 2013-го года. Таким образом, на участке трассы М-11 «Нева» от МКАД до Солнечногорска и на Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге максимальные тарифы будут соответствовать принятым ранее договоренностям.

Впрочем, эти платные дороги и так являются самыми дорогими в стране, где тарифы уже и без того превышают предельно возможные.

Кроме того, Министерство транспорта, естественно, предлагает повысить стоимость проезда и по платным искусственным сооружениям: для легковых автомобилей — с 21 до 29 рублей, для тяжелых грузовиков — с 66,5 до 91,5 рубля. Если же транспортный переход построен по концессии, то с 84 до 115,5 рубля и с 269 до 370 рублей соответственно.

Зачем это нужно?

Когда Министерство транспорта год назад предлагало повысить тарифы, оно объясняло это, в частности, тем, что необходимо довести стоимость проезда по платным дорогам в России до уровня действующей в странах ЕС, а также тем, что принятые ранее тарифы растягивают для инвесторов срок возврата вложенных средств и тем самым замедляют развитие платной сети дорог.

Сейчас же, выставляя на обсуждение практически тот же самый проект увеличения тарифов (с небольшой поправкой для грузовых автомобилей), в ведомстве упирают на то, что максимальный размер платы установлен еще в ценах 2015-го года и потому нуждается в пересмотре.

Тем более что только за последнее время, с начала 2021-го года, себестоимость строительства дорог (без учета инфляции) выросла на 12%.

«Дополнительно стоит отметить, что волатильность ключевой ставки также приводит к увеличению стоимости заемного финансирования и, соответственно, долговой нагрузки при привлечении внебюджетного финансирования на возвратной основе (в том числе рыночных облигационных займов). Так, среднегодовая стоимость долгового финансирования за 2-е полугодие 2021-го года увеличилась в среднем на 3,5 процентных пункта», — говорят в министерстве.

Таким образом, как полагают в ведомстве, повышение предельного размера платы за проезд даст операторам платных дорог возможность более гибко реагировать на экономическую ситуацию и устанавливать те тарифы, которые позволят скорее окупать вложенные средства и, как следствие, сделают проекты платных трасс более привлекательными для инвесторов и концессионеров, снизив тем самым нагрузку на федеральный бюджет и ускорив развитие сети платных дорог.

К слову, по итогам 2021-го года протяженность платных трасс в России достигает 1 871 км, что на 290% больше, чем шесть лет назад. К 2024-му году их общая длина должна увеличиться до 3 000 км, а к 2035-му году — до 5 250 км.

При этом, правда, в Министерстве транспорта подчеркивают, что повышение максимального тарифа не означает, что на платных дорогах будет установлена именно предельная стоимость или что оператор в принципе решит существенно поднять тариф. «Предлагаемое проектом регулирование предусматривает право собственника дороги на увеличение тарифов за проезд, а не обязанность», — пояснили в ведомстве.

Повышение тарифов скажется на ценах?

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин не понимает, почему к вопросу повышения тарифов на платных дорогах обращаются именно сейчас, когда грузовым перевозчикам, наоборот, нужна государственная поддержка в виде льгот или скидок.

На данный момент транспортные компании и так испытывают повышенную нагрузку из-за подорожания запчастей, обслуживания автомобилей и пр., необходимости выстраивать новые логистические цепочки, ухода из-за санкций с европейского рынка и т.п.

Против повышения тарифов на платных дорогах выступают также в партии «Единая Россия». Там опасаются, что рост тарифов на скоростных платных магистралях, которые действительно пользуются популярностью у перевозчиков, в конечном итоге отразится на стоимости транспортных услуг, а значит и на цене товаров, и скажется «на потребителях, простых людях».

В Министерстве транспорта, однако, полагают, что вероятность такого результата минимальна.

«По итогам анализа использования грузовыми транспортными средствами платных участков федеральных дорог установлено, что средняя дальность проезда 1 грузового транспортного средства по платным дорогам составляет порядка 300 км. Таким образом, даже при условии установления максимальных значений тарифа ... стоимость 1 поездки возрастет на 804 рубля, что при стоимости перевозимого груза от 1 млн. рублей составит 0,08%», — пояснили в ведомстве.

Таким образом, повышение максимальных тарифов на платных дорогах не должно привести к существенному увеличению расходов перевозчиков и, соответственно, к росту стоимости перевозимых товаров.

В свою очередь, в Министерстве экономического развития, которое в прошлом году идею Министерства транспорта не поддержало, в отрицательном заключении на прошлогодний проект обратили внимание на то, что в результате повышения тарифов развитие сети платных трасс, наоборот, может замедлиться, поскольку пользователи начнут переходить на бесплатные дороги, из-за чего срок окупаемости платных дорог увеличится и привлекательность таких проектов для концессионеров и инвесторов снизится.

Но в Министерстве транспорта считают иначе. «На основе опыта эксплуатации участков автомобильных дорог на платной основе при плавном повышении тарифов не происходит значительного перераспределения трафика с платных дорог на бесплатную альтернативную сеть», — говорят в ведомстве.

Там отмечают, что, несмотря на повышение тарифов, экономическую ситуацию и пр., «спрос на платные автомобильные дороги увеличивается ежегодно». Так, в частности, с 2015-го по 2021-й год количество проездов по платным дорогам выросло в четыре раза.

Правда, тут стоило бы напомнить, что и протяженность платных трасс за это время увеличилась на 290%.

Кроме того, подчеркивают в ведомстве, наблюдается и рост популярности платных скоростных магистралей у грузовых перевозчиков: только за 2021-й год грузооборот на такой сети дорог увеличился на 5%.

«Развитие рынка грузовых автомобильных перевозок также связано с созданием условий в виде современной скоростной автомобильной инфраструктуры, позволяющей снизить издержки перевозчиков за счет снижения времени доставки, экономии горюче-смазочных материалов, а также снижения сопутствующих расходов, связанных с организацией отдыха в пути», — поясняют в ведомстве.

Повторное обсуждение проекта повышения максимального тарифа на платных дорогах продлится до 20-го октября 2022-го года, после чего документ должен поступить на повторное согласование в Министерство экономического развития. Таким образом, его возможное принятие ожидается только к концу текущего года или вообще к началу следующего.