Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до 1 мая 2022 года

Министерство экономического развития не поддержало повышение тарифов для платных дорог

12 января 2022 г.18:00

Минэкономразвития не поддержало повышение тарифов для платных дорог

Министерство транспорта РФ

Министерство экономического развития не поддержало инициативу Министерства транспорта значительно увеличить максимальные тарифы для платных дорог. В ведомстве отмечают, что нынешний подход к установлению платы за проезд является более обоснованным и целесообразным, и опасаются, что повышение тарифов рискует снизить транспортный поток на платных дорогах и, соответственно, доход концессионеров и инвесторов.

Напомним: в октябре прошлого года Министерство транспорта представило проект обновленного постановления, устанавливающего максимальную плату за проезд по платным дорогам федерального значения.

В соответствии с ним тарифы на трассах, которые переведены в платный режим после реконструкции (как, например, трасса М-4 «Дон»), должны увеличиться сразу на 36-40%. Для легковых автомобилей, например, с 3,65 до 5 рублей за километр (рост почти на 37%), для большегрузов — с 11,57 до 16,25 рубля за километр (рост на 40%).

При этом для платных дорог, построенных с нуля, повышение тарифов предполагалось еще большим, хотя в действующем постановлении никакой дифференциации между новыми и старыми трассами вообще нет.

Так, максимальную плату за проезд по таким дорогам, как М-11 «Нева», Министерство транспорта предложило поднять более чем в два раза: для легковых автомобилей — с 3,65 до 8 рублей за километр, для большегрузов — с 11,57 до 25 рублей за километр.

Свою позицию в ведомстве тогда обосновали, во-первых, необходимостью привести в соответствие тарифы в России с тарифами на платных дорогах в странах ЕС, а во-вторых, тем, что действующие сейчас ограничения на максимальную плату за проезд оттягивают время возврата концессионерами вложенных средств и тем самым задерживают развитие дорожной сети.

Однако в Министерстве экономического развития считают иначе. Там отмечают, что во время подготовки проекта нового постановления не приведено объяснения, почему максимальные тарифы нужно подгонять именно под страны Европейского союза.

«Учитывая географические характеристики Российской Федерации, представляется более целесообразным проводить сопоставление максимального размера платы ‎за проезд по платным автомобильным дорогам с размером платы тех стран, с которыми Российская Федерация имеет общую границу, то есть в первую очередь со странами Евразийского экономического союза и СНГ», — говорится в заключении ведомства.

Кроме того, в министерстве опасаются, что повышение платы за проезд не увеличит, а наоборот, снизит доходы концессионеров и инвесторов, поскольку рост тарифов может оттолкнуть автолюбителей от пользования платными дорогами и серьезно сократить трафик.

«Представляется, что увеличение платы за проезд по платным автомобильным дорогам может привести к снижению количества пользователей такими автомобильными дорогами и перераспределению транспортных потоков на бесплатные альтернативные маршруты», — замечают в ведомстве, подчеркивая, что «объем тарифной выручки напрямую зависит от уровня потока транспортных средств».

В то же время нынешний подход к установлению максимальных тарифов на платных трассах основан на оценке уровня платежеспособности населения России, указывают в Министерстве экономического развития, а потому представляется более целесообразным.

Вместе с тем Министерство транспорта еще будет дорабатывать свое предложение. И не исключено, что повышение тарифов (может, и не такое значительное) все равно состоится.