Министерство финансов считает текущий механизм компенсации нефтяным компаниям справедливым, но готово обсудить поправки

18 февраля 2019 г.17:44

Министерство финансов считает текущий вариант демпфирующего механизма (компенсирует нефтяным компаниям часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке) работающим и справедливым, однако готово обсудить предложения по изменению его параметров. Об этом, как передает ТАСС, журналистам сообщил заместитель главы ведомства Илья Трунин.

«Минфин не видит сбоев в работе демпфера, если необходимо поменять цели [демпфера] на этом рынке, то будем обсуждать», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. При этом заместитель министра добавил, что «демпфер сформулирован, в общем, справедливо».

Ранее вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий топливно-энергетический комплекс, сообщил в рамках Российского инвестиционного форума о том, что российские нефтяные компании предложили изменить параметры демпфирующего механизма.

Позже издание «Коммерсантъ» выяснило подробности этих предложений. По его данным, из-за низких экспортных цен на бензин нефтяные компании должны за январь заплатить в бюджет 10 млрд. рублей, за февраль — еще 4 млрд. рублей. Поэтому нефтяные компании хотят изменить демпфер таким образом, чтобы при цене на нефть в диапазоне 60-65 долларов за баррель выплаты оказались нулевыми.

По словам собеседника издания, параметры демпфера, который был введен для компенсации нефтяникам разницы между внутренними и экспортными ценами, обсудят на этой неделе на совещании у Дмитрия Козака. Решений о корректировке, по данным издания, пока нет, но Правительство обсуждает предложения.

Ранее Министр энергетики Павел Сорокин признал, что демпфер работает только по дизельному топливу. Вместе с тем глава «Лукойла» Вагит Алекперов уверял, что компенсационный механизм в рамках проводимого «налогового маневра» пусть неидеально, но действует и что благодаря ему компания не несет значительных потерь.

«Налоговый маневр» рассчитан в России до 2024-го года: к этому времени должны обнулиться экспортные пошлины на нефть. В течение шести лет эти пошлины будут постепенно снижаться с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Чтобы повысить для нефтяных компаний привлекательность внутреннего рынка (особенно на фоне прошлогоднего топливного кризиса), Правительство разработало специальный демпфирующий механизм. Он предусматривает компенсацию разницы между экспортной ценой и условной внутренней оптовой ценой. При этом компенсация, по задумке, выплачивается только в том случае, если внутренняя оптовая цена превышает условную менее чем на 10%.

Для дизельного топлива условная внутренняя цена установлена на уровне 45 тыс. рублей за тонну, для бензина — 50,4 тыс. рублей за тонну. Вместе с тем внутренняя оптовая цена на прошлой неделе на АИ-92 снизилась до 40,32 тыс. рублей за тонну, на АИ-95 — 41,907 тыс. рублей за тонну.