Международный транспортный коридор «Север-Юг» пустят далеко на юг. В Африку...
1 августа 2023 г.14:30
kremlin.ru
Россия намерена не просто развивать международный транспортный коридор «Север-Юг», а активно использовать его для товарооборота со странами Африки. Перспективы такого взаимодействия обсуждались в ходе тематического «круглого стола» в рамках прошедшего недавно саммита «Россия-Африка». Правда, продление логистического коридора, естественно, зависит не только от усилий России, а от действий всех стран, расположенных по маршруту. В частности, необходимо построить соответствующую инфраструктуру на побережье Африки и в иранских портах в Персидском заливе, выработать единые тарифные решения, упростить таможенные процедуры и мн.др.
Напомним: международный транспортный коридор «Север-Юг» имеет три ветки, однако все они в конечном итоге выходят на Иран.
Западная ветка огибает Каспийское море через Азербайджан (или Грузию и Азербайджан), где пока на данный момент преобладает автомобильное сообщение. Восточная проходит по территории Казахстана и Туркменистана (это главным образом железнодорожная доставка), а центральная идет напрямую через Каспийское море. Причем в последнем случае в принципе может быть обеспечено прямое соединение России и Ирана.
В целом, промежуточной точкой всех этих трех веток являются иранские порты Бендер-Аббас и Чабахар, которые выходят в Индийский океан и откуда грузы морским путем можно доставлять уже в другие страны. Ну или наоборот, через эти порты импортировать товары из других стран в Россию.
Изначально транспортный коридор «Север-Юг» создавался для связи через иранские порты с Индией, однако если посмотреть на карту, то можно легко убедиться, что из иранских портов действительно открывается прямой доступ к государствам Африки, главным образом к тем, которые расположены на восточном побережье континента (Сомали, Кения, Танзания, Джибути...).
Для того чтобы из иранских портов добраться до северных стран Африки (Египет, Алжир, Тунис, Марокко), придется все-таки воспользоваться Суэцким каналом, чьи пропускные возможности могут быть ограничены. Или делать ответвление маршрута на Ирак и Сирию.
Однако в любом случае стоит признать, что транспортный коридор «Север-Юг» на самом деле выглядит перспективным для логистических связей с Африкой (остается только найти регулярные товарные связи).
Правда, для создания полноценного маршрута необходимо еще выполнить масштабные работы как на евразийском, так и на африканском континенте.
Инфраструктура, дороги и тарифные ограничения
Так, в частности, необходимо обеспечить непрерывную железнодорожную ветку на западном направлении транспортного коридора, который проходит через Азербайджан.
Конкретные шаги здесь уже сделаны: весной этого года Россия подписала с Ираном соглашение о совместном строительстве железнодорожного участка «Решт-Астара», соединяющего Иран с Азербайджаном. Однако эту дорогу рассчитывают запустить только к 2028-му году.
Одновременно существуют определенные сложности при выполнении автомобильных перевозок по территории Ирана. Так, например, Иран отличается довольно высокими сборами для иностранных перевозчиков. Кроме того, последние при въезде в страну должны также платить компенсацию за каждый литр топлива в баке.
На центральной ветке транспортного коридора тоже есть свои ограничения. Как рассказывали ранее представители российского логистического рынка, на Каспийском море не хватает соответствующих судов (контейнеровозов, паромов и т.д.); нуждается в реконструкции Волго-Каспийский канал, который обеспечивает выход на глубоководную часть Каспийского моря; в зимнее время дополнительные расходы требуются на ледовую проводку судов и пр.
Еще одним важным фактором для развития логистического маршрута является устранение таможенного барьера. В том смысле, что между всеми странами, входящими в коридор доставки, необходимо провести гармонизацию таможенного законодательства, упрощение таможенных процедур и т.п. И если на евразийском континенте такая работа уже проводится, то с африканскими странами, по сути, она только начинается (за исключением, разве что, стран на севере Африки).
Кроме того, для того чтобы привести регулярный грузовой поток на транспортный коридор, необходимо хотя бы на первое время предусмотреть скидочные тарифные решения.
Впрочем, на некоторых маршрутах такие программы уже действуют. Так, например, на 2023-й год установлен специальный тариф для всех контейнерных грузов из России до портов в Персидском заливе. ОАО «РЖД» продлило на весь 2023-й год скидку на контейнерные перевозки через Казахстан и Туркменистан.
Однако помимо указанного, не менее актуальным для развития транспортного коридора «Север-Юг» в направлении стран Африки является строительство крупных логистических и перевалочных центров как в портах Ирана, так и на африканском побережье и другой логистической инфраструктуры.
Добавим также, что соглашение о создании транспортного коридора «Север-Юг» между Россией, Ираном и Индией было подписано еще в 2000-м году. Вот только активно его начали развивать лишь после того, как Евросоюз ввел жесткие санкции в отношении России и тем самым значительно ограничил ее товарные и логистические связи...