Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Льгота для села: как субсидирование перевозки зерна скажется на сельском хозяйстве Сибири

22 января 2019 г.15:26

Льгота для села: как субсидирование перевозки зерна скажется на сельском хозяйстве Сибири

Субсидирование экспортных перевозок зерна железнодорожным транспортом из сибирских регионов, которое Правительство РФ планирует возобновить в 2019-м году, благоприятно скажется на доходах фермеров: позволит селу компенсировать рост цен на ГСМ, запчасти и электроснабжение. При этом вырастут цены на само зерно из Сибири, сказали в беседе с ТАСС местные аграрии и власти сибирских регионов.

Льготный тариф на перевозку зерна железнодорожным транспортом, как указано в проекте рассматриваемого Правительством документа, будет действовать с февраля по сентябрь 2019-го года для многих регионов Сибири — Новосибирской, Омской, Кемеровской, Оренбургской, Курганской и Тюменской областей, а также Алтайского и Красноярского краев.

«Перечень регионов определен Минсельхозом России исходя из критериев наибольшего удаления от основных потребителей зерна, наличия профицита ‎и наименьшей цене на зерно», — поясняется в документе.

Льгота будет предусматривать бесплатную перевозку сбываемого зерна по железной дороге, затраты на перевозку РЖД будет возмещать Правительство РФ.

Подобные льготы уже вводились в 2017-м году для тех регионов, в которых отмечался значительный рост производства зерна. Вызвано это было в том числе сложностями с транспортировкой урожая: в Новосибирской области, например, попадающей и в нынешний перечень льгот, в 2017-м году было собрано более 3 млн. тонн зерновых, достаточно много по меркам региона, однако аграрии столкнулись с нехваткой железнодорожных вагонов для экспорта зерна.

Льготный тариф показал свою эффективность и получил одобрение аграриев. Льгота спасла товаропроизводителей от высоких расходов на транспортировку, низкого спроса на зерно, произведенного в удаленном регионе, позволила экспортировать излишки, которые также негативно отражаются на стоимости зерна.

Перспективы возвращения льготы

Сибирские аграрии одобряют возвращение льгот и сейчас. Так, в Омской области в 2018-м году было собрано почти 3,36 млн. тонн зерновых. По словам начальника отдела переработки и товарного рынка регионального Министерства сельского хозяйства и продовольствия Константина Цыпленкова, в 2018-м году льготы на перевозки стали дополнительным стимулом для развития экспорта.

«Мы неплохо сработали по отгрузке зерна именно по железной дороге. В 2018-м году железнодорожным транспортом отправили почти 19 тыс. вагонов, это около 1,3 млн. тонн зерна, что в полтора раза превышает уровень 2017-го года. Был стимул закупать зерно и отправлять его на экспорт», — сказал Константин Цыпленков, подчеркнув, что продление меры поддержки позволит еще больше увеличить объем экспорта зерна.

По его словам, возвращение к такой практике позволит увеличить объемы экспорта зерновых. «В принципе, сейчас цена на зерно приемлемая, но, если решение будет принято, это станет дополнительным стимулом к отправке зерна на экспорт и повышению финансово-экономического состояния производителей», — подчеркнул он.

Расширится с возвращением льгот и география регионов, получающих поддержку. В 2019-м году в список попал Красноярский край, который ранее не входил в число сибирских регионов, получающих субсидии на транспортировку зерна. Как сообщили в Министерстве сельского хозяйства и торговли региона, получение таковых субсидий даст местным аграриям существенный доход.

«Вхождение края в перечень регионов, отгрузка железнодорожным транспортом зерна из которых происходит без взимания провозной платы, позволит сельхозпроизводителям края получать не менее 400 млн. рублей дополнительного дохода в сельскохозяйственный год. Кроме того, субсидирование издержек на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции края наземным, в том числе железнодорожным, транспортом оценивается в 500-600 тыс. тонн», — сообщили в министерстве.

Сами аграрии, которые не отправляют зерно на экспорт, но продают его трейдерам, также ожидают дополнительных прибылей. По словам омского фермера Олега Шигаева, благодаря льготам они в прошлом году закупали зерно у аграриев по цене выше рыночной. «Правда, в прошлом году это не особо ощущалось, цену поднимали рублей на 300-500 за тонну. Обещают, что в этом году разница будет ощутимее», — сказал он.

Изменения цен на зерно

Повлияет возвращение льгот и на цены на зерно. В Департаменте сельского хозяйства Кемеровской области считают, что субсидирование зерна для экспорта поможет скорректировать цены на зерно не только в регионе, который выращивает не так много зерна и не имеет профицита, но и в пределах федерального округа в целом.

«В течение последнего года мы наблюдали снижение цен на зерно. Это происходило на фоне роста стоимости ГСМ, запчастей для сельхозтехники, электроэнергии — себестоимость зерна росла. Принятие постановления помогло в прошлом году стабилизировать цены и избежать еще более значительного их падения — а такой риск был из-за высокого урожая 2017-го года», — сообщили в пресс-службе департамента, отметив, что аналогичного эффекта от льгот ожидают аграрии и сейчас.

В свою очередь, председатель Комитета по аграрной политике и природопользованию Алтайского краевого законодательного собрания Сергей Серов пояснил, что увеличение экспорта зерна из Сибири и усиление присутствия на международных рынках приведет к увеличению цен, которые сегодня ниже среднемировых.

«На мировом рынке возрос спрос на зерно, и мы можем поставлять на экспорт через черноморские порты 300-400 тыс. тонн. Такой возможности мы раньше не имели», — пояснил Сергей Серов, отметив, что Алтайский край экспортировал зерно только на восток — в Монголию, Казахстан и другие страны Азии.

Статьи по теме

18 января 2019 г. в 00:00

Автоперевозчики сельскохозяйственной продукции жалуются на вынужденную работу с постоянным перегрузом