Китай готов открыть еще один пункт пропуска на границе с Россией

10 сентября 2025 г.15:21

Китай готов открыть еще один пункт пропуска на границе с Россией

Пресс-служба «Железных дорог Якутии»

В ближайшие годы на российско-китайском участке границы могут запустить еще один пункт пропуска. По крайней мере, с китайской стороны пограничный переход «Ляньинь» уже находится в высокой степени готовности, рассказали в пресс-службе «Железных дорог Якутии» по итогам встречи с коллегами из КНР. Речь идет о пункте пропуска «Джалинда/Ляньинь», который на самом деле когда-то уже функционировал, однако в начале 2000-х годов был закрыт из-за низкого грузового и пассажирского потоков. Сейчас его работу планируют возобновить, однако с прицелом на то, чтобы провести здесь железнодорожный переход. Впрочем, на первом этапе пункт пропуска будет обслуживать автомобильные перевозки, а запустят его по временной схеме: в летний период пересечение границы будет осуществляться на паромах, в зимний — по специальному наплавному мосту.

Напомним: в последние годы Россия и Китай активно обсуждают строительство еще одного железнодорожного моста между двумя странами «Джалинда-Мохэ» с созданием пункта пропуска через границу. Причем создать этот транспортный коридор планируют на основе когда-то действовавшего смешанного пункта пропуска «Джалинда/Ляньинь», который в начале 2000-х годов был закрыт из-за низкой востребованности.

На первом этапе стороны рассчитывают возобновить работу смешанного пункта пропуска, он сможет принимать до 5 млн. тонн грузов в год, а на втором — построить и запустить железнодорожный мост, после чего пропускная способность этого участка границы увеличится до 20 млн. тонн в год.

В мае этого года сообщалось, что детали проекта уже практически полностью разработаны и до конца года Россия и Китай могут подписать соответствующее соглашение.

Правда, несмотря на отсутствие самого соглашения, стороны уже приступили к реализации проекта. Так, в частности, на китайской стороне пункт пропуска «Ляньинь» уже находится в высокой степени готовности.

Как рассказали в пресс-службе «Железных дорог Якутии» по итогам визита представителей компании в КНР и осмотра пограничного перехода, на территории пункта пропуска площадью более 30 тыс. кв. метров уже оборудованы зоны досмотра грузов и таможенного склада, объекты для карантинной обработки и предварительного перехвата, контрольно-пропускной пункт «второй линии», необходимая инженерная инфраструктура (дизель-генераторная, пожарные насосы), а также административные помещения.

Проектные мощности пограничного перехода достигают 80 тыс. пассажиров и 1 млн. тонн грузов в год.

«Китайская сторона с нетерпением ждет завершения строительства пункта пропуска с российской стороны и начала перевозок по данному погранпереходу», — отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию и инвестициям «Железных дорог Якутии» Алексей Местников.

Правда, с российской стороны к работам по модернизации пункта пропуска «Джалинда» планировали приступить только во второй половине этого года. Как следствие, трансграничное сообщение на участке «Джалинда/Ляньинь» в лучшем случае может возобновиться лишь где-то в следующем году.

Одновременно «Железные дороги Якутии» начали восстановление заброшенной железнодорожной ветки «Сковородино-Рейново» длиной 68 км, которая станет частью будущего железнодорожного перехода «Джалинда-Мохэ». Эти мероприятия рассчитывают завершить до конца 2027-го года.

Сроки же строительства самого трансграничного моста, естественно, пока не озвучиваются.

Стоит отметить, что новый транспортный коридор с Китаем прежде всего актуален для Якутии, которая благодаря ему получит сокращение логистического плеча при доставке сырья в КНР на 2 тыс. км. Именно поэтому, хотя сам пограничный переход находится на территории Амурской области, активное участие в реализации проекта принимают «Железные дороги Якутии».