Казахстан стремится стать глобальным логистическим хабом. А как выполняются перевозки по территории страны сейчас?
12 декабря 2023 г.16:20
Комитет автомобильных дорог Республики Казахстан
В принципе, логистическая роль Казахстана благодаря его близости к Китаю всегда была значительной, однако после того как в 2022-м году многие государства ввели санкции в отношении России, через республику пошли еще большие грузовые потоки. Как рассказал недавно вице-министр транспорта страны Сатжан Аблалиев, только за 9 месяцев текущего года транзит товаров через Казахстан увеличился на 44%, а если взять отдельно транспортировку из КНР — то сразу в два раза. При этом Казахстан остается важным транзитным звеном и для российских компаний. Мы спросили у них, как сейчас выполняются перевозки по территории соседней страны и какие вопросы ей необходимо решить, чтобы не отталкивать от себя грузовые потоки.
«На самом деле до сентября 2023-го года половина наших грузов из Китая шла транзитом через Казахстан, но сейчас это только 20-30%», — начал сразу со сложностей руководитель китайского направления FTL/LTL компании Stalogistic Роман Передерко.
«В сентябре в Казахстане ввели ограничения по ряду товаров, и на казахской стороне начали проводить досмотры, что увеличило время на прохождение границы и, соответственно, расходы на транспортировку. В первые недели авто стояли на досмотрах по 5-10 дней и суммы дополнительных расходов на оплату склада временного хранения были очень большие. Сейчас задержка составляет 2-3 дня. Из-за этого мы перенаправили большинство своих грузов и сейчас возим через «Маньчжурию-Забайкальск» или Монголию», — пояснил он.
Когда везут через Казахстан?
В целом же, как рассказали представители логистических компаний, Казахстан используется не только для транзита китайских товаров, но и при доставке грузов из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Пакистана и Афганистана.
«Мы используем транзит через Казахстан только при доставке из Китая в Узбекистан, Россию, Республику Беларусь и в ЕС», — отметил Роман Передерко, уточнив, что наиболее выгодными и удобными являются перевозки грузов через соседнюю республику в Уральский федеральный округ России и Узбекистан.
«Если говорить о доставке полными машинами (FTL) — все районы России, которые граничат с Казахстаном, в том числе регионы от Урала до Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска и юг России», — рассказал про приоритет транзита через Казахстан руководитель отдела закупок по международным перевозкам компании FM Logistic в России Евгений Дятлов.
Однако поставки сборных грузов из Китая, по его словам, лучше выполнять через МАПП «Забайкальск» непосредственно на границе Китая и России.
«Транспортировка грузов из Китая через Казахстан благодаря развитой транспортной инфраструктуре возможна практически из любой провинции. Однако по стоимости выгоднее всего отгрузки с северо-запада Китая благодаря близости границы», — указал директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
При этом он, правда, подчеркнул, что перевозки именно с самим Казахстаном компания практически не осуществляет.
«Наша компания использует Казахстан, в основном, в качестве транзита. Работа с казахскими компаниями сейчас затруднена из-за жесткого контроля со стороны местных банков в связи с санкциями», — пояснил представитель SOTA Logistic.
Сложности перевозок
В Stalogistic основной проблемой транзита через Казахстан называют дополнительные расходы, которые связаны с усиленным досмотром грузов при пересечении границы. «Летом были проблемы с получением трехсторонних дозволов, но данный кейс был быстро решен», — добавляет Роман Передерко.
В SOTA Logistic напоминают о том, что с 1-го апреля этого года в Казахстане запустили систему онлайн-отслеживания перемещения товаров. «Теперь для перемещения товаров между странами ЕАЭС необходимо выписывать сопроводительные накладные в электронном виде, которые нужно подготовить непосредственно перед пересечением границы», — поясняет Игорь Чернышев.
В свою очередь, в FM Logistic перечисляют сразу несколько непростых моментов. Во-первых, запрещены перецепки при доставке грузов в Казахстан, если последующий перевозчик не имеет соответствующего разрешения на перевозки в Казахстан предыдущего перевозчика, говорит Евгений Дятлов.
Во-вторых, есть сложности с продлением срока доставки на таможне в Казахстане. Срок доставки невозможно продлить даже по письменному обращению, поэтому на таможню важно заезжать в срок.
В-третьих, существуют проблемы с перевозкой грузов в рефрижераторах: с ветеринарными сертификатами пропускают только на переходах «Маштаково» и «Петухово», где имеются соответствующие службы.
«Кроме того, чтобы упростить перевозку грузов через страну, особенно в зимний период, на АЗС должно своевременно поступать зимнее топливо. Пока оно появляется только точечно на севере страны. Также не последнюю роль играет усовершенствование дорожного покрытия, развитие парковочной сети для большегрузов, сервисной сети и шиномонтажей, где можно оплачивать услуги по безналичному расчету», — подытоживает руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России.
Дорогое топливо
«Топливо в Казахстане нерезиденту обходится дороже, чем в РФ, поэтому никто не пытается в Казахстане заправиться до полных баков», — замечает Евгений Дятлов. «Все заправляются так, чтобы дотянуть до входа в Россию», — добавляет он.
Напомним: в августе прошлого года в Казахстане ввели систему диффренцированных цен на дизельное топливо. Для иностранных перевозчиков оно стоит практически вдвое дороже. В январе этого года такой порядок снова продлили, причем на неограниченный срок.
«Как сказал выше, также есть проблема с наличием зимнего топлива. Желания заливать летнее либо межсезонное топливо сейчас нет», — подчеркивает представитель FM Logistic в России.
Трудности на границе
На самом деле электронная очередь на границе Казахстана с Китаем и Узбекистаном работает достаточно хорошо, слотов достаточно, отмечает Евгений Дятлов, уточняя при этом, что с функционированием системы на границе с Туркменистаном компания пока не сталкивалась.
«При запуске система электронной очереди на границе Казахстана с Китаем работала со сбоями. Бронирования по непонятным причинам удалялись из системы. После тестирования система заработала в полном объеме, и по сей день проблем с получением брони не наблюдается», — подтверждает Роман Передерко.
Единственное, напоминает он, в октябре ввели обновленные правила бронирования, в том числе для замены тягача или прицепа. «Это немного усложнило процесс, но рынок смог быстро адаптироваться, и на данный момент все в полном порядке», — продолжает представитель Stalogistic.
О том, что система электронной очереди на границе Казахстана с другими странами работает в штатном режиме, говорит и директор по развитию бизнеса SOTA Logistic. «Однако в высокий сезон приходится либо бронировать ее заблаговременно, либо решать вопрос, как обычно, покупкой имеющегося окна у посредников», — подчеркивает Игорь Чернышев.
А вот на границе Казахстана с Россией некоторые проблемы действительно существуют.
«Мы столкнулись с электронной очередью на погранпереходе «Бугристое». Для выезда из РФ нужно обращаться к российской системе бронирования, которая работает плохо, слотов всегда нет, поэтому пока про этот переход пришлось забыть. Надеюсь, временно», — рассказывает Евгений Дятлов.
Причем, по его словам, пропускная способность в «Бугристом» из-за введения электронной очереди сказалась и на обратном направлении из Казахстана, где сейчас также могут наблюдаться скопления грузовиков.
«Переход «Петухово» тоже загружен, и провести на въезде из России можно около суток. Переход «Маштаково» загружен всегда — и в РФ, и в Казахстане», — продолжает представитель FM Logistic в России.
Впрочем, другие пункты пропуска работают в более ли менее нормальном режиме, подчеркивает Евгений Дятлов.
С ним соглашается и Роман Передерко, уточняя, что особых проблем при выезде из восточной части Казахстана в Россию нет.
«Пропускной способности в нормальном режиме достаточно. Однако в высокий сезон, например сейчас, есть проблема с очередью на границе и, как следствие, заявки идут уже на следующий год при отгрузке из Китая», — добавляет Игорь Чернышев.
Состояние дорожной инфраструктуры
Вместе с тем все опрошенные представители логистических компаний практически не имеют значимых претензий к состоянию дорожной инфраструктуры в Казахстане.
Единственное, есть нарекания к качеству дорожного полотна в некоторых областях в восточной части республики, отмечают в Stalogistic.
А в компании FM Logistic подчеркивают, что Казахстану в любом случае есть куда стремиться в совершенствовании инфраструктуры. «Дорожное покрытие на такой огромной территории нужно улучшать более ускоренными темпами», — заключает Евгений Дятлов.