Сократить время прохождения границы до 20 минут, или Как Казахстан будет бороться за грузовые потоки

6 декабря 2023 г.11:50

Как Казахстан будет бороться за грузовые потоки?

Вице-министр транспорта Казахстана Сатжан Аблалиев/Фото: пресс-служба Правительства Республики Казахстан

Казахстан предпримет все необходимые меры для того, чтобы как минимум в четыре раза увеличить пропускную способность автомобильных пограничных переходов и сократить время досмотра до 20 минут. Об этом, выступая на заседании Правительства республики, заявил вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев. В числе запланированных мероприятий он назвал модернизацию 45 автомобильных пунктов пропуска из 52 существующих и создание единой контрольной базы с сопредельными государствами.

Отметим: территория Казахстана, особенно с введением санкций в отношении России, активно используется для транзита грузов. Всего через республику проходит восемь транспортных коридоров, в том числе коридор «Север-Юг», который сейчас является одним из основных для РФ, и Транскаспийский маршрут, которые обеспечивает товарооборот Китая с ЕС в обход России.

Кроме того, через Казахстан частично осуществляется доставка грузов из Китая в Россию. Причем доля таких перевозок с 2022-го года тоже растет, поскольку с введением санкций именно Китай стал для России основным поставщиком необходимых товаров.

Как следствие, только за девять месяцев текущего года объем транзитных грузовых перевозок через страну увеличился на 44%, а транзит непосредственно из КНР — в два раза. И если в ближайшие несколько лет ежегодный рост сохранится (а это ожидается по всем прогнозам), то к 2029-му году объем транзитных перевозок вырастет в 5 раз и достигнет 1 млн. тонн, подчеркнул Сатжан Аблалиев.

Однако чтобы поддержать этот рост, Казахстану необходимо создать соответствующие условия для быстрого пропуска грузов.

По словам вице-министра транспорта республики, с этой целью запланирован комплекс мер. Так, в частности, на границе Казахстана должны модернизировать значительную часть автомобильных пунктов пропуска — 45 из 52 существующих.

При этом те переходы, где наблюдается большая интенсивность, переведут на круглосуточный режим работы, а контрольные и таможенные процедуры будут проводить на территории страны, оставив для границы лишь минимальные операции.

Кроме того, планируется создание единой базы данных с контролирующими органами сопредельных государств, что позволит перевозчикам предъявлять необходимые документы при прохождении границы только один раз.

Все это позволит создать условия для четырехкратного увеличения пропускной способности КПП и сокращения времени досмотра до 20 минут, отметил Сатжан Аблалиев.

«Способствует этим планам (наращиванию транзитных перевозок – прим.) и введение в текущем году безвизового режима с КНР. Подписано новое соглашение о транзитном проезде по территориям двух стран. Кроме того, Китай стал участником европейской системы упрощенного перехода границ. Увеличение китайского транзита в 3 раза может обеспечить поступления в казахстанскую экономику в размере порядка 263 млрд. тенге ежегодно», — добавил вице-министр транспорта.

«Конкуренция» с морским транспортом

Одновременно в Казахстане рассчитывают «оторвать» долю у морского транспорта, который является основным для доставки товаров между Китаем и ЕС, в пользу автомобильных перевозок.

С этой целью, например, в республике планируют улучшить порядок распределения иностранных разрешений, запустив специальную автоматизированную систему, через которую перевозчики при наличии конкретного заказа на груз смогут получить необходимый бланк того или иного государства.

Еще одним шагом для переориентации грузовых потоков с морского на автомобильный транспорт Сатжан Аблалиев назвал создание бондовых складов.

«Преимущество таких площадок заключается в том, что импортные товары здесь можно хранить неограниченное время, без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов для их пересортировки. В ведомстве считают, что размещать их нужно в крупных городах, с учетом интересов международных маркетплейсов (Ozon и Wildberries). В данный момент необходима четкая регламентация деятельности бондовых складов на законодательном уровне. Эту работу в Минтранспорта намерены проводить совместно с причастными госорганами», — пояснил вице-министр транспорта.

При этом в Казахстане, естественно, будут способствовать непосредственно повышению конкурентоспособности отечественных перевозчиков.

В частности, в республике в течение ближайших лет планируют до двух раз увеличить количество техники, используемой в грузовых перевозках.

Для этого, во-первых, внедрят специальную льготную программу для приобретения автомобильного транспорта, рассчитанного на международные перевозки. Во-вторых, в стране будут развивать собственное производство седельных тягачей. А в-третьих, на отечественный рынок намерены активно привлекать крупных международных логистических операторов.

Создание новых маршрутов

«На сегодняшний день ведется работа по заключению межправительственных соглашений в сфере автоперевозок с ОАЭ, Данией, Македонией и Португалией. Соглашение с Эмиратами обеспечит нашим перевозчикам выход к портам Персидского залива и доступ к рынкам грузоперевозок Индии, Пакистана и других новых стран», — рассказал Сатжан Аблалиев.

Он также отметил, что на данный момент идут активные переговоры с Туркменистаном и Ираном для обеспечения казахстанским перевозчикам свободного транзита при использовании Южного маршрута для доставки грузов из Европы.

Этот маршрут является альтернативой для перевозки санкционных товаров, которые нельзя провозить через Россию. Кроме того, он может взять на себя часть грузового потока в условиях больших очередей на границе Беларуси со странами ЕС.

«По информации белорусской стороны, европейские пункты пропуска работают на не более 40% от нормативной мощности. Из-за указанной ситуации увеличивается время простоя казахстанских автотранспортных средств на белорусско-литовской и латвийской границах. Поэтому нами проведены переговоры с Туркменистаном и Ираном для обеспечения свободного транзита при использовании отечественными перевозчиками Южного маршрута для доставки грузов в Европу», — пояснил вице-министр транспорта.

По его словам, это особенно важно, поскольку в последние два года увеличивается доля казахстанских перевозчиков на европейском направлении. Так, например, только в прошлом году она выросла на 13%.

Кроме того, обходные транспортные коридоры, даже несмотря на то что они увеличивают стоимость перевозки и удлиняют срок доставки товаров, смогут обеспечить грузовые потоки с Европой в случае, если закроются все автомобильные пункты пропуска на границе Беларуси с ЕС.

«В целом, автомобильные перевозки в Казахстане являются одной из ключевых отраслей экономики. В международных перевозках на дальние расстояния сейчас участвуют 370 казахстанских перевозчиков, общий их парк представляет собой 7,6 тыс. единиц автотранспортных средств. В рамках межправительственных соглашений перевозки производятся с 42 странами, где предусмотрена разрешительная система. Ежегодно обмениваемся порядка 170 тыс. бланками разрешений», — подчеркнул Сатжан Аблалиев.