Казахстан хочет перейти на электронный обмен разрешениями с Россией

14 февраля 2025 г.13:23

Казахстан хочет перейти на электронный обмен разрешениями с Россией

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»

Казахстан планирует перейти на электронный обмен разрешениями на автомобильные грузоперевозки с Россией, Турцией, Латвией и Литвой, рассказали в Министерстве транспорта республики. Одновременно власти страны рассчитывают заключить новые соглашения по автомобильным перевозкам с Португалией и Данией. Все это должно расширить географию логистических потоков и обеспечить дальнейший рост транзитных перевозок через Казахстан.

Как подчеркнули в Министерстве транспорта, по итогам 2024-го года объем транзитных автомобильных перевозок грузов через территорию республики уже увеличился на 39%, по сравнению с 2023-м годом, и составил 5 млн. тонн. При этом транзит из Китая вырос сразу на 67%с 1,5 млн. до 2,5 млн. тонн.

Чтобы сохранить динамику и обеспечить дальнейший рост транзитных перевозок, в ведомстве предлагают предпринять следующие меры:

• во-первых, перейти на электронный обмен разрешениями с Россией, Турцией, Латвией и Литвой;

• а во-вторых, заключить новые межправительственные соглашения по автомобильным перевозкам с Португалией и Данией.

Напомним: на данный момент Казахстан уже перешел на электронный обмен разрешениями на автомобильные грузоперевозки с Китаем и проводит подобный пилотный проект с Узбекистаном. И так как эти страны являются непосредственными соседями, система еще и предусматривает выдачу «дозволов» прямо при пересечении границы по факту конкретного рейса.

Как следствие, можно предположить, что и с Россией Казахстан тоже может инициировать аналогичный эксперимент. Это, кстати, позволит упростить выполнение перевозок между странами и сократить сроки доставки товаров, причем в том числе и транзитом из Китая.

Что касается транзитной роли Казахстана и в целом значения республики на международном логистическом рынке, то после 2022-го года, когда в отношении РФ были введены масштабные санкционные ограничения, позиции этой центральноазиатской страны начали укрепляться.

Это прежде всего обусловлено тем, что Казахстан имеет довольно протяженную границу с Китаем, а потому через него проходят основные транспортные коридоры — как те, которые интересны России для переориентации своих экспортно-импортных потоков на восток, так и те, которые актуальны для стран Европы, которые нуждаются в альтернативном маршруте для связи с Азией — в обход РФ.

Основными среди таких транспортных коридоров являются «Север-Юг» (интересен для России и Ирана) и Транскаспийский маршрут (интересен для ЕС). Кроме того, Казахстан обеспечивает дополнительный вариант для доставки товаров из Китая в РФ.