Калининградская область просит увеличить субсидии на морские перевозки санкционных товаров
15 октября 2025 г.15:57

Пресс-служба ФГУП «Росморпорт»
Власти Калининградской области направили обращения в адрес федеральных органов власти с просьбой увеличить в следующем году объем субсидий на морские перевозки санкционных товаров между регионом и основной частью России, сообщила заместитель министра развития инфраструктуры региона Татьяна Филимонова. В проекте бюджета на 2026-й год на эти цели предусмотрено 5 млрд. рублей, что, кстати, на 1 млрд. рублей больше, чем было выделено в текущем году. Однако в Калининградской области считают, что этих средств будет недостаточно. Тем более что компании не выбирают квоты на железнодорожный транзит по территории Литвы, а это значит, что в следующем году эти квоты будут уменьшены.
Напомним: субсидирование морских перевозок между Калининградской областью и основной частью России ввели в сентябре 2022-го года, после того как Литва на фоне санкций ограничила автомобильный и железнодорожный транзит по своей территории.
Так, в частности, автомобильные перевозки санкционных товаров по территории Литвы в принципе запрещены, а железнодорожные возможны только в пределах квот. Причем эти квоты, которые каждый год пересчитываются, зависят от среднего объема транзита за последние три года.
В результате, самым востребованным для перевозки санкционных товаров между Калининградской областью и основной частью России стал морской маршрут. Однако поскольку он обходится дороже железнодорожной доставки, было решено ввести субсидирование из федерального бюджета, которое должно снять часть финансовой нагрузки с грузоотправителей.
Субсидии распределяются между логистическими операторами, которые взамен устанавливают льготные тарифы для каждой группы товаров.
В 2025-м году на субсидирование морских перевозок было выделено 4 млрд. рублей, эти средства распределили между 41 компанией.
В 2026-м году объем субсидирование решили увеличить до 5 млрд. рублей, однако власти Калининградской области считают, что этих средств будет недостаточно.
«Правительством Калининградской области направлены соответствующие обращения в адрес федеральных органов власти, чтобы увеличить это финансирование. Надеемся в ближайшее время на положительное решение», — рассказала Татьяна Филимонова по итогам заседания Комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской Торгово-Промышленной палаты (ТПП).
По ее информации, на данный момент субсидии на морские перевозки по калининградскому направлению освоены примерно на 80%.
В свою очередь, руководитель калининградского управления ФГУП «Росморпорт» Андрей Мошков уточнил, что всего, по прогнозам, в 2025-м году морским транспортом на калининградском направлении будет перевезено почти 5 млн. тонн грузов, что почти на 300 тыс. тонн больше, чем в 2024-м году.
Как следствие, можно ожидать, что в следующем году грузовой поток еще больше увеличится.
Тем более что, как было отмечено на заседании, в текущем году грузоотправители не выбирают квоты на железнодорожный транзит по территории Литвы, в то время как неиспользованные квоты не переносятся на новый период, а наоборот, приводят к снижению квотируемого объема на следующий год.
А это значит, что грузовой поток, оставшийся без квот, тоже перейдет на морские линии.