Как правильно оформлять перецепку и перегрузку на границе?
17 апреля 2025 г.14:05

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
В Государственном таможенном комитете Беларуси напомнили, как правильно оформлять CMR-накладную и транзитную декларацию, если перевозка выполняется с перецепкой или перегрузкой в приграничной зоне. С 2022-го года доставка товаров подобным образом осуществляется на европейском направлении, поскольку белорусским и российским грузовикам запрещен въезд в страны ЕС, а европейским перевозчикам разрешено следовать не далее пограничной зоны России и Беларуси.
Режим перецепки/перегрузки
Напомним: ограничения на въезд в страны ЕС российских и белорусских грузовиков ввели в рамках очередного санкционного пакета еще в апреле 2022-го года. Буквально сразу после этого Беларусь ответила похожим запретом, разрешив европейским грузовикам следовать только до специальных установленных мест в приграничной зоне, а Россия с таким же ответом дотянула до октября 2022-го года.
В результате, теперь перевозки грузов на европейском направлении (даже если доставка товаров выполняется в третьи страны) осуществляются в основном по методу перецепки/перегрузки, поскольку европейские грузовики и транзитом не могут проехать по территории России и Беларуси.
Для проведения операций по перецепке/перегрузке в приграничной зоне определены специальные места (терминалы, склады временного хранения и пр.), причем использовать то или иное место иностранный перевозчик может в зависимости от своего маршрута (через какой пункт пропуска он въезжает в страну), а потому, как следствие, он заранее знает пункт своего назначения.
При этом до определенного времени российские и белорусские прицепы и полуприцепы еще можно было завозить на территорию ЕС. Однако в июне 2023-го года Еврокомиссия ввела ограничения в отношении российских транспортных средств, а в июле 2024-го года такой санкционный режим уравняли и для Беларуси.
Таким образом, теперь в приграничной зоне может выполняться только перецепка европейского прицепа.
Как правильно оформлять перецепку/перегрузку в приграничной зоне?
Прежде всего, дополнительные сведения должны быть внесены в международную транспортную накладную (CMR). Так, в графе 17 следует указать реквизиты последующего перевозчика, а в графе 25 — номер транспортного средства, которое продолжит перевозку. Если речь идет о перегрузке товаров, то аналогичные сведения необходимо также вписать в графу 13.
Поскольку не всегда может быть заранее известно, какое именно транспортное средство прибудет под перецепку/перегрузку, перечисленные выше сведения можно внести в CMR-накладную уже непосредственно в месте выполнения грузовой операции, но обязательно до помещения товаров под процедуру таможенного транзита.
При заполнении транзитной декларации следует обратить внимание на следующие моменты:
• графы 15 «Страна отправления» и 17 «Страна назначения» должны быть заполнены на основании сведений, содержащихся в CMR-накладной — в графах 4 «Место и дата погрузки груза» и 3 «Место разгрузки груза»;
• в графе 55 необходимо указать номера последующих транспортных средств, продолжающих перевозку;
• если перевозчик следует в специально установленные места для перецепки/перегрузки, то в графу 53 надо вписать сведения о коде и наименовании таможенного органа назначения;
• в графе 50 требуется указать наименование и адрес декларанта таможенной процедуры, а если декларирование товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита, произведено не перевозчиком, то с новой строки необходимо также указать наименование и адрес перевозчика.
Однако если в качестве транзитной декларации используются транспортные документы, то дополнительно представлять транзитную декларацию для таможенных органов не надо.
Кроме того, при въезде в сам пункт пропуска иностранный перевозчик должен отдельно подать декларацию на каждое иностранное транспортное средство, используемое в перевозке (тягач, прицеп, полуприцеп, контейнер).
Декларация, оформленная таможенным органом, отдается иностранному перевозчику в двух экземплярах: один он оставляет у себя, а второй (если выполняется перецепка иностранного прицепа на белорусский или российский тягач) — передает последующему водителю.