Как конфликт на Ближнем Востоке отразится на развитии международных транспортных коридоров?
23 июня 2025 г.13:00

pixabay.com
Из-за конфликта на Ближнем Востоке страны из близлежащих регионов пересматривают свои планы по развитию международных транспортных коридоров, отмечают эксперты. Так, в частности, под угрозой находятся новый логистический маршрут «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC) и транспортный коридор «Север-Юг». Кроме того, в любой момент закрытым может оказаться Ормузский пролив, который соединяет Персидский и Оманский заливы. В этой ситуации, как отметил в комментариях ТАСС полярник и исследователь Арктики, руководитель экспедиционного центра «Про путешествия» Богдан Булычев, наиболее безопасным становится Северный морской путь. Правда, для его полноценного использования еще необходимо построить специальный флот, который смог бы обеспечить круглогодичную навигацию в условиях ледовой обстановки.
Реакция Индии
Напомним: именно Индия в 2000-м году стала одним из инициаторов создания международного транспортного коридора «Север-Юг» для доставки своих товаров в Европу. Этот логистический путь проходит через Иран и Россию и является в разы короче маршрута через Суэцкий канал.
Для развития данного коридора Индия в том числе планировала крупные инвестиции в иранский порт Чабахар.
Правда, эти инвестиции и так откладываются еще с 2003-го года из-за нахождения Ирана под санкциями.
Кроме того, в сентябре 2023-го года Индия, США, Саудовская Аравия и Евросоюз договорились о создании еще одного транспортно-экономического коридора из Азии в Европу — «Индия – Ближний Восток – Европа» (IMEC). Его маршрут проходит через Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовскую Аравию, Иорданию, Израиль и Грецию, то есть тоже в зоне конфликта.
В связи с этим сейчас Индия может пересмотреть свои ближайшие планы по развитию указанных транспортных коридоров. Как минимум, по вложению крупных инвестиций в них в ближайшей перспективе.
«Затянувшийся ирано-израильский конфликт оказывает влияние на планы по созданию экономического транспортного коридора «Индия – Ближний Восток – Европа». Нынешний кризис также повлияет на инвестиции Индии в проект порта Чабахар и международный транспортный коридор «Север-Юг», развиваемый для торговли и обеспечения связи с Афганистаном, Центральной Азией и Евразией», — отмечает местное издание Hindu (правда, без каких-либо более конкретных подробностей).
При этом стоит отметить, что транспортный коридор «Север-Юг» после 2022-го года стал одним из приоритетных и для России, поскольку связывает ее с т.н. «дружественными» странами в Азии и на Ближнем Востоке, а также через иранские порты открывает дополнительный выход к Мировому океану.
Да и Иран, в принципе, на данный момент является одним из стратегических партнеров РФ, в том числе и в логистической сфере.
Реакция Турции
В свою очередь, Турция сейчас готовится к возможному закрытию Ормузского пролива, который соединяет между собой Персидский и Оманский заливы и тем самым обеспечивает морской выход на такие страны, как Ирак, Кувейт, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
В этой ситуации Турция прорабатывает альтернативные сухопутные пути, которые как раз таки проходят через ее территорию.
Так, в частности, упор делается на т.н. Средний коридор (или Транскаспийский маршрут), который пересекает Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию и таким образом выходит на страны Европы, а также на логистическую инициативу «Путь развития», предложенную совместно с Ираком, ОАЭ и Катаром.
«Нам необходимо иметь сухопутные и морские пути на случай закрытия Ормузского пролива. Поэтому мы делаем все необходимое в плане реализации проектов «Средний коридор» и «Путь развития»», — заявил накануне министр транспорта Турции Абдюлькадир Уралоглу.
«По нашей территории проходит 2,1 тыс. км «Пути развития», мы вложим в него около 24 млрд. долларов. Мы также стремимся укрепить Средний коридор, 2,2 тыс. км которого проходит через нашу территорию. Мы завершили строительство его определенных участков», — добавил он, уточнив, что Средний коридор обеспечивает сокращение сроков доставки товаров в Европу до 13 дней, а маршрут «Пути развития» — до 25 дней.
Напомним: старт проекту «Путь развития» был дан властями Ирака в 2023-м году. Однако для его полноценного использования еще необходимо модернизировать и построить более 1,2 тыс. км железных дорог, сопряженных со скоростными автомобильными магистралями, которые свяжут Ирак с соседними государствами.
В апреле 2024-го года Турция, Ирак, ОАЭ и Катар подписали с этой целью меморандум, предусматривающий совместные усилия по созданию международной транспортно-логистической системы.
Самый перспективный — Северный морской путь?
В результате, на фоне конфликта на Ближнем Востоке перспективным с точки зрения перевозок между Азией и Европой становится Северный морской путь, обеспечивая безопасность и стабильность на маршруте, считает полярник и исследователь Арктики, руководитель экспедиционного центра «Про путешествия» Богдан Булычев.
«Конфликт между Ираном и Израилем, как и атаки в Красном море, серьезно ограничили движение в ключевых южных проливах. Ормузский [пролив] на грани закрытия, GPS глушится, транспондеры отключаются, танкерный флот замирает в ожидании. Мировые логисты меняют карты, а ставки на страхование судов взлетели. На этом фоне Северный морской путь, о котором долго спорили, вдруг становится самым безопасным и стабильным маршрутом между Азией и Европой», — отметил эксперт в комментариях ТАСС.
Правда, тут стоит подчеркнуть, что перевозки по Северному морскому пути на данный момент возможны только в короткий летне-осенний период навигации. Для круглогодичного использования транспортного коридора, который проходит в водах Северного Ледовитого океана, необходимо построить специальный флот высокого арктического класса.
Как рассказал недавно специальный представитель «Росатома» по Арктике, заместитель председателя Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов, работы в этом направлении уже начались. Однако первый контейнеровоз высокого арктического класса ARC7 в лучшем случае смогут спустить на воду лишь к концу 2027-го года.