Индия прокладывает новый транспортный коридор в Европу. Тоже в обход России...
14 сентября 2023 г.12:05
pxfuel.com
В рамках прошедшего саммита G20 Индия, Саудовская Аравия и США подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает создание транспортного коридора для связи Индии со странами Ближнего Востока и Европы, передает ТАСС. Этот логистический маршрут, который идет в обход России, будет в том числе использоваться для доставки грузов в Европу, хотя ранее с этой целью Индия планировала развивать коридор «Север-Юг», проходящий через Россию. Вместе с тем от сотрудничества с РФ Индия все равно не отказывается и даже присматривается к Северному морскому пути.
«В ходе саммита G20 запущен проект «Экономический коридор «Индия – Ближний Восток – Европа»» (India – Middle East – Europe Economic Corridor, IMEC – прим.), который расширяет стратегическое взаимодействие Индии с Аравийским полуостровом и Европой», — написал по итогам саммита министр обороны Индии Раджнатх Сингх на своей странице в соцсети Х (ранее Twitter).
«Эта инициатива предоставляет уникальную возможность установить долгосрочную связь между Индией и Ближним Востоком», — подчеркнул он.
В целом, проект предусматривает строительство сети железных дорог и развитие портовой инфраструктуры, что увеличит пропускную способность маршрутов перевозки экспортных и транзитных грузов, в том числе из Индии в Европу.
Создание такого транспортного коридора Индия, Саудовская Аравия и США обсуждали в течение нескольких месяцев накануне саммита. Для США этот проект интересен тем, что он может стать противовесом китайской инициативе «Один пояс – один путь», а также укрепляет позиции страны в регионе.
Соглашение также предусматривает строительство сети трубопроводов для транспортировки водорода и создание системы кабелей для передачи данных и электроэнергии. Таким образом удастся обеспечить устойчивость глобальных цепочек поставок энергоресурсов, подчеркнул наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман.
Евросоюз также поддержал подписание меморандума между Индией, Саудовской Аравией и США. По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, создание нового транспортного коридора станет мостом «между континентами и цивилизациями» и позволит повысить эффективность торговли между Индией и Европой на 40%.
А как же коридор через Россию?
Ранее с целью доставки товаров в Европу Индия планировала развивать логистический маршрут «Север-Юг», который, по сути, является альтернативой маршруту через Суэцкий канал, а потому значительно сокращает сроки перевозки.
Соглашение о создании этого транспортного коридора было подписано между Индией, Ираном и Россией еще в 2000-м году, а сейчас, в условиях санкций, он является приоритетным для РФ, поскольку углубляет сотрудничество со странами Азии и дает дополнительный выход к морю, где нет зависимости от европейских ограничений.
Изначально предполагалось, что логистический маршрут «Север-Юг» протяженностью 7 200 км, состоящий, помимо морского пути, как из автомобильного, так и железнодорожного плеча, свяжет Мумбаи с Санкт-Петербургом и таким образом даст один из вариантов выхода в страны ЕС.
Однако теперь полноценно использоваться для доставки грузов в Европу он не может — только для связи Индии с Россией. В целом, Индия от этого транспортного коридора и не отказывается.
Причем одновременно с ним она планирует развивать и другие маршруты.
В частности, по данным издания The Economic Times, в ближайшее время Индия и Россия намерены запустить перевозки по восточному морскому коридору (ЕМС) «Владивосток-Ченнаи», который на 16 суток сокращает время транспортировки.
«В настоящее время доставка занимает более 40 суток, по ЕМС она займет только 24 [дня]», — пояснил министр портов, судоходства и водных путей Индии Сарбананда Соновал.
Кроме того, Индия присматривается и к Северному морскому пути. По крайней мере, об этом индийский министр заявил во время встречи с министром развития Дальнего Востока и Арктики РФ Алексеем Чекунковым во Владивостоке.
«Индия стремится к партнерству в развитии Северного морского пути, признавая потенциал, который он несет для расширения связей и торговли», — подчеркнул глава ведомства.
Северный морской путь проходит в акватории Северного Ледовитого океана. Он значительно сокращает транзитное время доставки, однако его использование затрудняется природными и климатическими условиями — коротким периодом навигации и необходимостью применения специального ледокольного флота.