К системе страхования «Синяя карта», которая действует между Россией и Беларусью, могут присоединиться Китай и Монголия

22 июля 2025 г.12:05

К системе страхования «Синяя карта» могут присоединиться Китай и Монголия

pxhere.com

Существует потенциальная возможность присоединения Китая и Монголии к системе страхования автогражданской ответственности «Синяя карта». Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Одновременно продолжается обсуждение о расширении системы на Казахстан, Кыргызстан, Турцию, Иран и Азербайджан. Напомним: на данный момент «Синяя карта» действует только между Россией и Беларусью. Страны запустили ее после того, как были исключены из международной системы страхования «Зеленая карта».

«С Казахстаном, Кыргызстаном, Турцией, Ираном, Азербайджаном продолжается обсуждение по присоединению указанных стран к «Синей карте». Также существует потенциальная возможность расширения системы на Китай и Монголию», — рассказал президент РСА Евгений Уфимцев.

При этом он подчеркнул, что любое расширение действия полисов ОСАГО на сопредельное государство или внедрение обоюдно принимаемого полиса страхования ответственности при транзитном следовании транспортных средств в принципе является долгим процессом, который включает в себя согласование условий, порядка, подходов к урегулированию убытков, проверку валидности договоров страхования, согласование форм полисов, заявления и урегулирования страховых случаев на территории стран, в которых такое страхование действует, а также интеграцию информационных систем.

«Не стоит забывать о том, что под такое страхование необходимо внесение изменений в законодательные акты всех стран-участниц. … Этот процесс может занимать годы. Это точно не горизонт 1-2 лет. И важна соответствующая установка на уровне первых лиц стран или правительств, или страховых регуляторов, которые могут быть держателями процесса», — пояснил Евгений Уфимцев.

Одновременно он отметил, что в данном случае в целом необходима соответствующая оценка: стоит ли создавать всю такую систему на уровне взаимодействия стран при определенном уровне транзитных перевозок грузов и пассажиров или можно обойтись просто покупкой полиса обязательного страхования гражданской ответственности непосредственно в момент пересечения государственной границы.

«Этот фактор во многом будет ставиться во главу угла при принятии решения», — подчеркнул глава РСА.

«Со стороны РСА есть готовность к участию в обсуждении возможного расширения «Синей карты» на все сопредельные государства, что может способствовать перемещению грузов (развитию внешней торговли) и перемещению пассажиров (трудовая миграция и туризм)», — добавил он.

В свою очередь, генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин подтвердил готовность проводить интеграцию информационной системы страхования с другими государствами, как это уже было реализовано с Беларусью.

Вместе с тем, говоря об опыте интеграции страховых информационных систем России и Беларуси, он отметил, что процесс запуска полиса «Синяя карта» даже при относительно схожем законодательстве двух стран занял длительное время.

«Информационные системы удалось сонастроить оперативно, а вот законодательство дорабатывалось гораздо дольше», — уточнил Николай Галушин.

Система страхования «Синяя карта»

Напомним: система страхования автогражданской ответственности «Синяя карта» начала действовать между Россией и Беларусью в сентябре 2023-го года. Она стала своего рода заменой международной системы «Зеленая карта», из которой обе страны на фоне санкционных ограничений исключили с 30-го июня 2023-го года.

В целом, принцип функционирования двух систем схож между собой.

Единственное, по словам генерального директора НСИС, преимущество «Синей карты» состоит в том, что стоимость такого договора страхования определяется национальными, а не иностранными страховщиками. Кроме того, существует отработанная система процедуры урегулирования страховых случаев по вине держателей «Синих карт» под контролем национальных бюро стран-участниц системы страхования.

«При наличии у виновника иностранного полиса ОСАГО в случае ДТП потерпевшему нужно самостоятельно обращаться к иностранному страховщику ОСАГО за получением страхового возмещения, в то время как при наличии «Синей карты» у причинителя вреда потерпевшему необходимо обращаться в национальное бюро страны ДТП», — пояснил Николай Галушин.