Итоги недели: а что там на границе с Китаем?
30 июня 2025 г.09:00

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
Пока один из приоритетных партнеров России (Иран) думает над тем, закрывать ли ему Ормузский пролив, что, кстати, может отразиться и на доставке товаров в Россию, мы решили посмотреть, а что происходит на границе с вообще основным сейчас партнером РФ (это, естественно, Китай). А там готовится модернизация следующей партии пограничных переходов и обсуждается их перевод на круглосуточный режим работы. При этом, правда, на границе Казахстана с Китаем в это время реализуются куда более масштабные проекты. Но обо всем по порядку...
Модернизация пунктов пропуска
Следующими на границе России и Китая к реконструкции сейчас готовятся МАПП «Забайкальск», ДАПП «Староцурухайтуйский» и ДАПП «Олочи».
Вообще, реконструкция МАПП «Забайкальск», который является наиболее популярным автомобильным переходом между РФ и КНР, действительно имеет первостепенное значение.
Но тут важно другое — масштабное обновление ДАПП «Староцурухайтуйский». Потому что в результате работ его пропускная способность вырастет сразу чуть ли не в 20 раз — до 980 машин в сутки.
А это может означать, что пункт пропуска, который на данный момент обслуживает транспорт только из России и Китая, могут перевести в режим многостороннего. То есть: он сможет принимать автомобили и из третьих стран.
Таким образом, в непосредственной близости друг от друга (а МАПП «Забайкальск» и ДАПП «Староцурухайтуйский» находятся недалеко друг от друга) появятся два полноценных коридора для грузовых перевозок с Китаем.
Да и в любом случае такой рост пропускной способности точно снимет часть нагрузки с МАПП «Забайкальск».
Круглосуточный режим на границе с Китаем
Сейчас, по сути, в круглосуточном режиме на границе России с Китаем работает только МАПП «Забайкальск», да и то в рамках пилотного проекта (его, кстати, недавно договорились продлить еще до 15-го мая 2026-го года).
Но российская и китайская стороны уже активно обсуждают изменение режима работы и для других пограничных переходов — МАПП «Краскино» и МАПП «Пограничный» (Приморский край) и МАПП «Кани-Курган» (Амурская область).
Ожидается, что это произойдет с окончанием реконструкции пунктов пропуска, а их реконструкция (та-дам!) должна как раз таки завершиться в этом году (в случае с МАПП «Кани-Курган», правда, речь в принципе идет о строительстве полноценного перехода).
То есть: уже в следующем году (а вдруг?) еще несколько пунктов пропуска между Россией и Китаем смогут начать круглосуточную работу, что, естественно, значительно упростит жизнь перевозчикам и позволит за день обслуживать больше транспортных средств.
Еще один коридор в Китай
К началу следующего года в Тыве завершат модернизацию пункта пропуска «Хандагайты». И хотя он находится не на границе с Китаем (на границе с Монголией, напоминаем), окончание работ будет иметь важное значения и для организации грузовых перевозок с Китаем.
Потому что после реконструкции пункт пропуска «Хандагайты» обещают перевести в многосторонний режим, благодаря чему он сможет принимать транспорт из третьих стран.
Таким образом, через «Хандагайты» можно будет организовать еще один транзитный коридор для доставки в Россию товаров из КНР.
Крупный логистический узел на Новом Шелковом пути
Вот только этот проект реализуется не в России, а в Казахстане.
В Казахстане к 2027-му году планируют построить новый грузопассажирский аэропорт, который будет находиться на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос – Восточные Ворота», которая, в свою очередь, располагается в непосредственной близости к границе с Китаем.
К 2032-му году этот аэропорт должен выйти на полную мощность, когда он сможет принимать до 250 тыс. тонн грузов в год. И точно станет ключевой точкой на маршруте Нового Шелкового пути, соединяющего Китай, страны Центральной Азии и Европы.
Тем более что здесь продумают всю необходимую инфраструктуру и для организации мультимодальных перевозок по схеме Air-Rail-Auto-Air.
И все-таки, что там с Ормузским проливом?
Парламент Ирана уже одобрил возможность его перекрытия, однако окончательное решение еще не принято.
Может, пролив, обеспечивающий выход на порты Ирана, Ирака, Кувейта, Катара, Бахрейна и частично ОАЭ, так и продолжит принимать суда. Но логистическим компаниям в любом случае стоит сейчас задуматься о возможных рисках.
Потому что, во-первых, через Ормузский пролив идет сообщение с крупными портами ОАЭ, которые в последние годы и для российской логистики стали центрами консолидации и транзита.
А во-вторых, закрытие пролива точно вызовет ажиотаж на рынке, что, в частности, приведет к росту транспортных издержек (страховые услуги и пр.) и перегруженности альтернативных направлений.
Впрочем, стоит отметить, что выполнение доставки товаров напрямую в российские порты Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск и др.) перекрытие Ормузского пролива сорвать не должно, поскольку в этом случае маршрут проходит вдоль Оманского берега и далее через Суэцкий канал.
...
Всем продуктивного начала рабочей недели и продолжайте вместе с нами следить за новостями в мире логистики и транспорта!