Почему грузовики из Калининградской области, которые находятся в аренде, не пропускают на территорию Литвы?

29 ноября 2022 г.09:22

Литва изменила правила использования разрешений на грузоперевозку

Правительство Калининградской области

В минувшие выходные в Литву перестали пропускать грузовики из Калининградской области, если они находятся в аренде или даже в лизинге. Как пояснили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), причиной этому стало вступление в силу нового правила, в соответствии с которым перевозчик, выполняющий перевозку грузов, в том числе и транзитную, по териритории Литвы, должен быть непосредственным владельцем транспортного средства. Председатель общественного совета при Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области Леонид Степанюк полагает, что проблема может затронуть до 30% грузовиков, зарегистрированных в регионе.

«Это произошло с субботы на воскресенье, есть постановление литовского Минтранса. Согласно ему, если у компании-перевозчика арендована машина, то ее не пропускают. Ситуация условно следующая: компания-перевозчик оформляет груз и CMR (накладная для международной перевозки грузов – прим.) и заезжает на территорию Литвы. В Литве видят, что фактический владелец транспортного средства в СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства – прим.) — физическое лицо. Это считается нарушением, они считают, что везде должен быть один и тот же владелец, и возвращают машину», — рассказал Леонид Степанюк в комментариях ТАСС.

Как уточнили в АСМАП, речь идет о положении приказа Министерства транспорта и коммуникаций Литовской Республики №3-418 от 30-го августа 2022-го года, которое как раз таки вступило в силу с 26-го ноября.

Оно буквально говорит следующее: «Перевозчик может использовать разрешения и осуществлять международные перевозки только теми грузовыми транспортными средствами, которые зарегистрированы в стране перевозчика на имя перевозчика и имеют государственные регистрационные знаки страны перевозчика».

Таким образом, для того чтобы грузовик пропустили на территорию Литву, необходимо, чтобы в CMR-накладной, в выданном Литвой разрешении на перевозку и в свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) было указано одно и то же лицо.

То есть: чтобы перевозчик был и непосредственным владельцем транспортного средства.

«Из текста приказа следует, что таможенные органы Литвы будут отказывать во въезде на территорию страны арендованным и находящимся в лизинге транспортным средствам», — подчеркнули в АСМАП. Вместе с тем там уточнили, что к прицепам и полуприцепам это правило не применяется: они необязательно должны быть зарегистрированы в стране перевозчика.

Правда, Леонид Степанюк считает, что грузовики, находящиеся в лизинге, возникшая ситуация не должна затронуть, поскольку в таком случае в документах на автомобиль значится, что компания является временным собственником грузовика до выкупа машины у лизингодателя.

Проблема для Калининградской области

По информации Леонида Степанюка, полученной им от таможенных органов, только в ночь с субботы на воскресенье на границе с Литвой не пропустили и вернули обратно в Калининградскую область 17 грузовиков.

«Я полагаю, что 25-30% машин у калининградских перевозчиков арендованные», — отметил собеседник агентства, пытаясь оценить масштаб проблемы, с которой могут столкнуться калининградские перевозчики. По его мнению, выходом из ситуации являются паромные перевозки, связывающие Калининградскую область с основной частью России в обход Литвы.

В то же время сейчас морские мощности (из 18 судов, работающих на линиях, насчитывается четыре парома) главным образом обслуживают т.н. «санкционные» грузы — товары, которые запрещено перевозить по территории Литвы автомобильным транспортом и на перевозку которых железной дорогой применяются квоты.

В целом же, возникшая ситуация еще сильнее бьет по перевозчикам Калининградской области: в соответствии с санкциями Литвы они уже лишились возможности доставлять грузы из Европы и в Европу и могут перевозить ограниченную номенклатуру товаров между своим регионом и основной частью России.

При этом они не получили преимуществ от введения приграничной схемы перевозок России со странами ЕС, поскольку по Калининградской области европейские перевозчики могут доставлять грузы непосредственно до пункта назначения — без перецепки/перегрузки.

Для грузовиков же, «растаможенных на Калининград», а таковых на самом деле не мало (с таких грузовиков не уплачивались таможенные пошлины), есть еще одно существенное ограничение: они не могут выполнять перевозки по всей территории ЕАЭС и не могут осуществлять каботажные перевозки по территории России без возвращения в свой регион.

Как будет улажена еще одна возникшая проблема, пока не очень понятно. В АСМАП рассказали, что в ближайшее время Министерство транспорта РФ должно обратиться в Министерство транспорта и коммуникаций Литвы за разъяснением новых правил и поиском возможных путей для урегулирования сложностей.