Грузовые перевозки по транспортному коридору «Север-Юг» будут субсидировать
20 ноября 2023 г.15:03
Пресс-служба ОАО «РЖД»
До конца года в России запустят специальный механизм для субсидирования грузовых перевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг», сообщил в рамках прошедшей «Транспортной недели» заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев. Механизм уже разрабатывается, однако как именно, при каких условиях и на каких маршрутах он будет действовать, пока неизвестно.
«Совместно с Минпромторгом ведется работа, чтобы до конца года обеспечить субсидию по маршруту «Север-Юг», соответствующее поручение первого заместителя председателя Правительства Андрея Белоусова уже получено», — процитировали Дмитрия Зверева в пресс-службе Министерства транспорта РФ.
«Наша задача — не дожидаясь раскатки и запуска в полном объеме западного маршрута, окончания строительства участка «Решт-Астара», завершения работ на иранском участке «Решт-Казвин», максимально использовать возможности восточной ветки. В этой связи субсидия будет крайне важна, дополнительно к синхронизированным действиям четырех железнодорожных администраций по скидке по тарифу», — подчеркнул заместитель министра транспорта.
Он также рассказал, что накануне Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, в соответствии с которым будет введена приоритизация грузов при их вывозе судами под российским флагом.
Кроме того, для транспортного коридора «Север-Юг» предусмотрят специальный механизм, который позволит соблюсти баланс грузовых потоков с тем, чтобы отечественные экспортеры могли прогнозировать свою прибыль, используя более маржинальные грузы и выполняя при этом потребности российских операторов.
Напомним: международный транспортный коридор, который обеспечивает выход к иранским портам, имеет три ветки — центральную (непосредственно через Каспийское море), восточную (через Казахстан и Туркменистан) и западную (через Азербайджан).
По итогам I квартала 2023-го года, объем перевозок по центральной ветке маршрута увеличился в три раза, по западной — в два раза, а по восточной — сразу в 33 раза.
При этом западная ветка на данный момент представлена преимущественно автомобильным сообщением, полноценные железнодорожные перевозки по ней запустят где-то в 2028-м году, когда будет готов железнодорожный участок «Решт-Астара», соединяющий Иран и Азербайджан.
А вот восточный маршрут — это главным образом железная дорога. Еще зимой прошлого года «РЖД» ввели скидку в размере 20% для контейнерных перевозок, если они идут через Казахстан и переход «Болашак/Серхетяка» на границе Казахстана с Туркменистаном.
Одновременно и Туркменистан дает дисконт 40%, если груз следует через переход «Ак-Яйла» на границе с Ираном, и 50%, если товар перед отправкой в иранские порты перегружают на грузовом дворе «Серахс».
Казахстан же предоставляет скидку в размере 40% практически на все виды грузов (за исключением зерна, продуктов перемола и нефтепродуктов), но тоже при условии, что груз едет по железной дороге через переходы с Россией в направлении Туркменистана или других стран Средней Азии.
Не в последнюю очередь именно такая скидочная программа обеспечила 33-кратный рост грузовых перевозок по восточной ветке маршрута. В целом же, по прогнозам, по итогам 2023-го года грузовой поток на транспортном коридоре «Север-Юг» увеличится на 35% по сравнению с прошлым годом.
Добавим также, что транспортный коридор «Север-Юг», соглашение о создании которого было подписано еще в 2000-м году, начал активно развиваться только в прошлом году на фоне санкций ЕС, поскольку он не зависит от санкционных ограничений, поддерживает переориентацию российской логистики на восточное и южное направления и обеспечивает дополнительный выход к морю через иранские порты.