Грузооборот на сухопутных участках границы России увеличился на 49%

11 марта 2025 г.12:01

Грузооборот на сухопутных участках границы России увеличился на 49%

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»

Благодаря реконструкции ключевых пунктов пропуска грузооборот через сухопутную границу России за последние четыре года увеличился на 49%. Об этом рассказал руководитель ФГКУ «Росгранстрой» Геннадий Безлобенко. При этом в автомобильных пунктах пропуска продолжается работа по сокращению времени досмотра грузовых транспортных средств до 10 минут, а в целом на границе идет активное внедрение современных информационных систем, ускоряющих пропуск грузов и пассажиров.

«Развитие интеллектуального пункта пропуска — это одно из важных составляющих в достижении поручения президента по сокращению времени осмотра транспортного средства до 10 минут. В настоящее время «Росгранстрой» ведет работу по внедрению ключевых сегментов интеллектуального пункта пропуска. Совместно с государственными контрольными органами прорабатываются дополнительно требуемые меры по его совершенствованию», — подчеркнул Геннадий Безлобенко.

Он уточнил, что в течение четырех последних лет — с 2021-го по 2024-й год — в России завершили реконструкцию нескольких ключевых пунктов пропуска, в том числе МАПП «Кяхта» на границе с Монголией, МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией, МАПП «Яраг-Казмаляр» на границе с Азербайджаном, а также железнодорожных переходов «Нижнеленинское» и «Забайкальск» на границе с КНР.

Эти пункты пропуска входят в приоритетные сейчас для России транспортные коридоры — «Север-Юг» и «Восток-Запад», которые обеспечивают связь с основными торговыми партнерами РФ — Китаем, Турцией, Ираном и другими странами Азии и Ближнего Востока.

В результате, благодаря проведенным работам пропускная способность автомобильных переходов на границе с Китаем выросла почти в 2 раза, на границе с Монголией — в 2,4 раза, на границе с Азербайджаном — в 5 раз, а на границе с Грузией — в 2 раза.

«Как следствие, на 49% увеличился грузооборот на сухопутных участках государственной границы», — отметил в своем докладе Геннадий Безлобенко.

Напомним: в феврале прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил сократить таможенный досмотр грузовиков на границе до 10 минут. Чуть позже в Федеральной таможенной службе рассказали, что таких показателей главным образом планируют добиться за счет внедрения новейших портальных инспекционно-досмотровых комплексов, которые на 100% позволяют сканировать транспортные средства в движении.

На данный момент подобные комплексы уже используются в МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном, МАПП «Петухово» и МАПП «Маштаково» на границе с Казахстаном и в МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем.

При этом для сокращения заторов в автомобильных переходах постепенно запускают специальную систему электронной очереди для грузовиков: с 1-го сентября 2023-го года она функционирует в МАПП «Чернышевское» (граница с Литвой), МАПП «Бугристое» (граница с Казахстаном) и в МАПП «Забайкальск» (граница с КНР), а с 25-го декабря 2024-го года — в МАПП «Тагиркент-Казмаляр» (граница с Азербайджаном).

Кроме того, пункт пропуска «Тагиркент-Казмаляр» стал первым, который оснастили интегрированной системой пропуска через государственную границу, которая обеспечивает автоматизированый сбор и обработку данных с систем радиационного и весогабаритного контроля, инспекционно-досмотрового комплекса, систем видеоаналитики, автодосмотра, электронной очереди и таким образом позволяет вести мониторинг времени прохождения через границу грузовых транспортных средств.

В целом, все эти шаги вписываются в концепцию по созданию на границе России интеллектуальных пунктов пропуска.