Государственная Дума приняла во II чтении законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО
12 мая 2020 г.15:29
flickr.com
Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО в зависимости от ряда критериев. Как сообщает ТАСС, документ был инициирован группой депутатов во главе с председателем Комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Действующая система тарификации ОСАГО не позволяет страховщикам предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, соблюдения правил дорожного движения и прочих значимых факторов, а также не позволяет прекратить практику субсидирования одних категорий страхователей другими, отмечается в пояснительной записке.
Законопроект предполагает переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующемуся на рыночных принципах и конкуренции, отмечается в документе. Страховщики будут вправе самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых ЦБ, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения правил дорожного движения.
Речь идет о штрафах, полученных за проезд на красный свет, превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречную полосу и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. При этом штраф должен быть выписан сотрудником ДПС, а не дорожными камерами.
При этом проектом федерального закона сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Как отметил ранее Анатолий Аксаков, тарифный коридор расширяться не будет, как предполагалось ранее в правительственном варианте аналогичного законопроекта.
Согласно правительственному законопроекту, с 1-го января 2020-го года страховые компании получили бы право выходить за границы установленного Центральным Банком тарифного коридора в пределах 40% в обе стороны, а максимальный размер выплат за ущерб жизни и здоровью вырос бы с 500 тыс. до 2 млн. рублей.
Кроме того, закопроектом предполагалось, что коэффициент территории преимущественного использования автомобиля и коэффициент мощности транспортного средства при расчете цены полиса больше учитываться не будут. Вместо них одним из определяющих факторов стал бы стиль вождения страхователя.
В проект закона включена нормы о необходимости размещения на сайтах страховщиков калькуляторов для обеспечения возможности расчета страховой премии, а также обязанность потерпевшего автовладельца информировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы.
«Принятие и реализация проекта федерального закона позволит улучшить качество предоставляемых услуг по ОСАГО, повысить культуру страхования посредством регулирования ОСАГО, в большей степени позволяющего страхователям и страховщикам определять условия страхования с учетом своих законных интересов и индивидуальных особенностей», — считают авторы документа.
Предусматривается приостановление до 31-го декабря 2020-го года действие нормы базового закона о том, что срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, установленные Банком России в период приостановления действия этих норм, не учитываются для исчисления срока действия страховых тарифов, определенного законопроектом.
Положения законопроекта применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления документа в силу.
ОСАГО без техосмотра
Согласно одобренным ко второму чтению поправкам, в период с 1-го марта 2020-го года по 30-е сентября 2020-го года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, либо свидетельства о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.
При этом страхователь обязан не позднее 1 месяца со дня отмены ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, но не позднее 31-го октября 2020-го года, представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении техосмотра.
Если этого не будет сделано, к страховщику, осуществившему страховое возмещение по такому договору, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения. При этом Правительство РФ получит право продлить указанные в данных нормах сроки, но не более чем на 90 дней.
Как отметил ранее заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин, законопроект продолжает курс на индивидуализацию страхового тарифа, которая заключается в том, что в тех рамках границ тарифа, которые устанавливаются Центральным банком, страховые компании смогут устанавливать тариф на более индивидуальной основе, а не в зависимости от территориального признака, как это определяется сегодня. Это даст большую гибкость в тарифе, что позволит, в зависимости от рисков автовладельцев, более точно устанавливать им цену страхового полиса, полагает заместитель председателя ЦБ.
Среди принципиально принятых ко второму чтению решений Владимир Чистюхин назвал изменение избыточной нормы о трехкратной границе тарифа: эта норма была сведена «к однократному максимальному размеру в рамках тарифного коридора и всех необходимых коэффициентов».
Законопроект рассматривается в рамках реформы ОСАГО, которая началась в январе 2019-го года.