Этот год должен стать рекордным с точки зрения продаж коммерческой техники. А следующий?..

23 октября 2023 г.14:58

2023 год должен стать рекордным по продажам коммерческой техники

Росавтодор

Российский рынок автомобильных грузоперевозок, кажется, уже подстроился под новые реалии, наступившие после февраля 2022-го года, однако проблем на самом деле еще хватает. Затраты перевозчиков растут по всем направлениям, а полностью переложить свои издержки в тариф они не могут. Остро ощущается недостаток водителей. И не менее остро — дефицит качественной техники по доступным ценам. Как будет складываться ситуация на рынке в дальнейшем? Своими прогнозами с Trans.ru поделился Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис» — официального дилера MAN, SITRAK, HOWO, JMC, ISUZU.

«Начнем с того, что текущая денежно-кредитная политика продолжит быть жесткой, — отмечает эксперт. — По крайней мере, Центробанк РФ дает четкие сигналы об этом».

А это означает, что ключевая ставка не будет снижаться, а скорее всего, наоборот, будет еще повышена и до конца года может дойти до уровня 14-15%. Такая ситуация тормозит потребление и инвестиции в проекты реального сектора экономики.

При этом в разных сферах (а не только в сфере автомобильных грузоперевозок) наблюдается серьезный дефицит качественной рабочей силы, который, по всей видимости, сохранится и в 2024-м году и будет провоцировать индексацию зарплат.

«Следствием станет рост издержек для бизнеса, что, в свою очередь, будет подстегивать инфляцию, поскольку бизнес перевыставит эти издержки на потребителя», — поясняет Валерий Кузьмин.

Рост стоимости грузовых перевозок в текущем году по отдельным направлениям уже составляет более 30%, подчеркивает он.

По словам эксперта, это обусловлено различными факторами, в том числе индексацией зарплат, необходимостью обновления автопарка и общим повышением стоимости всех издержек (от страхования и лизинга до топлива).

Масла в огонь добавляет возросший спрос на логистику из-за переориентации на восток (железная дорога не справляется), двукратное и более увеличение объема заказов на перевозки по отдельным регионам, кратный рост развития маркетплейсов и сегмента доставки.

«По разным оценкам, рост объема рынка e-grocery (продажа товаров повседневного спроса через интернет – прим.) по итогам 2023-го года составит 54% и достигнет порядка 608 млн. заказов, объем продаж вырастет на 38%до 760 млрд. рублей», — говорит Валерий Кузьмин.

Что все это означает для рынка коммерческой техники?

Необходимость закрывать выше перечисленные потребности определяет высокий спрос на коммерческую технику и в перспективе 2024-го года, подчеркивает эксперт.

«Автопарки нуждаются в расширении и обновлении, так как простой техники на ремонте или потеря заказов обходится бизнесу дороже. У многих компаний растет запрос на более качественную и комфортную новую технику в связи с необходимостью удерживать и развивать штат водителей, дефицит которых заставляет работодателей подстраиваться», — продолжает Валерий Кузьмин.

В итоге, в 2024-м году конкуренция между автодилерами будет усиливаться, дефицит техники будет преодолен, предложение начнет преобладать над спросом... В принципе, из-за демпинга и потери торговой наценки произойдет чистка рынка дилеров и поставщиков.

Покупатели будут выбирать поставщиков не по принципу «у кого есть техника или у кого она дешевле», а партнеров, предлагающих комплексные решения при прочих равных, уверен управляющий партнер компании «ААА Траксервис».

Трендом станет удовлетворение не отдельных запросов клиентов, а построение целостной экосистемы взаимоотношений. Все это приведет к тому, что сильные игроки будут улучшать свои ценностные предложения клиентам, а мелкие посредники будут постепенно выдавливаться с рынка.

«2023-й год должен стать рекордным с точки зрения продаж коммерческой техники. Что касается 2024-го года, мы придерживаемся мнения, что объем рынка может быть соизмеримым, но многое будет зависеть от геополитической обстановки и действий регуляторов», — заключает Валерий Кузьмин.