«Это типично для высокого сезона»: Что думают перевозчики об очередях на белорусской границе?
12 декабря 2022 г.14:00
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
Ситуация на границе Беларуси со странами ЕС продолжает оставаться сложной. С начала декабря совокупно в очереди на выезд в Литву, Латвию и Польшу стоят почти 5 тыс. грузовых автомобилей, а перед прошедшими выходными заторы из грузового транспорта даже превысили указанную отметку. На утро понедельника количество транспортных средств немного снизилось — но не так заметно, чтобы можно было бы говорить о том, что проблема каким-то образом решается.
Так, в частности, перед выходными (в пятницу, 9-го декабря) на границе Беларуси со странами ЕС насчитывалось в общей сложности 5 050 грузовых автомобилей, а на утро сегодняшнего дня (понедельник, 12-го декабря) — 4 930 грузовиков. То есть за выходные очередь уменьшилась совсем уж минимально.
В принципе, ситуацию на этом участке границы и в прежние годы нельзя было назвать простой. Именно через Беларусь проходит основной коридор на Европу и именно Беларусь обеспечивает кратчайший выход на центральноевропейские страны. Поэтому здесь регулярно, особенно в высокий предновогодний сезон, скапливались очереди из грузовых автомобилей, однако в текущем году эта очередь значительно превысила «традиционную» отметку в 3 тыс. транспортных средств.
Если на начало ноября на границе стояло 2,5 тыс. грузовиков, то уже через месяц их количество увеличилось сразу в 1,7 раза, а к 8-му декабря вплотную подобралось к 5 тыс. фур.
На белорусской стороне такие заторы объясняют неритмичной работой сопредельных служб и их нежеланием предпринимать конкретные шаги для решения проблемы. Как, например, подсчитали в Государственном пограничном комитете РБ, за минувшие выходные Польша оформила только 29% от норм по пропускной способности грузовиков, Литва — 42%, Латвия — 56%, а через пункт пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой, где сейчас наблюдаются самые больше заторы — 1 200 фур, за выходные проехало лишь 25% от возможностей пограничного перехода.
В ведомстве полагают, что исправить ситуацию могло бы привлечение дополнительных специалистов на границу и открытие закрытых сейчас переходов. Однако, как подчеркивают в Пограничном комитете Беларуси, именно сопредельные службы уклоняются от принятия таких мер. В частности, на границе с Польшей, где всего организовано шесть пунктов пропуска, на оформление грузового транспорта по-прежнему функционируют только два перехода. И по-прежнему уже в течение года по инициативе польской стороны не возобновляет свою работу пункт пропуска «Брузги/Кузница Белостоцкая».
А что говорят перевозчики?
В целом, перевозчики подтверждают, что ситуация на границе ухудшается из-за неритмичной работы пограничных и таможенных служб. Правда, они видят проблему не только в действиях Польши, Литвы и Латвии, но и на белорусской стороне.
«Образовавшиеся заторы на белорусской границе во многом объясняются скоростью оформления грузов, — говорит Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России. — При этом сложности есть как с европейской стороны, так и со стороны Республики Беларусь».
В то же время коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский подчеркивает, что сама по себе ситуация была ожидаемой и прогнозируемой, поскольку она характерна для каждого предновогоднего сезона.
«Такие заторы на границе в основном связаны с приближением католического Рождества, поскольку грузоотправители торопятся отгрузить все заказы до праздника, — поясняет он. — Ситуация не похожа на обстановку в аналогичные периоды прошлых лет лишь тем, что появился искусственный барьер в виде перегруза/перецепки в зонах ТЛЦ (таможенно-логистических центрах – прим.)».
Этот искусственный барьер, напомним, появился в результате санкций ЕС, запретивших въезд белорусским и российским грузовикам на территорию Евросоюза, в ответ на что Беларусь разрешила въезд для европейских грузовиков только в свою приграничную зону для выполнения операций по перецепке или перегрузке.
Не исключено, что именно этот фактор и стал одним из основных, спровоцировавших настолько большие заторы на границе, поскольку значительно увеличил нагрузку на приграничную инфраструктуру. Настолько, что даже существенно снизившийся в результате санкций товарооборот со странами ЕС никак не уменьшил очереди из грузовиков — наоборот, они еще больше выросли...
По разным оценкам, простои на границе сейчас составляют от трех до шести дней, а сроки доставки товаров при этом могут растягиваться чуть ли не вдвое.
«Если брать в расчет доставку из Центральной Европы в центральную часть России, то сроки доставки выросли в два раза, — отмечает Евгений Дятлов. — Все это приводит к снижению оборачиваемости машин, росту затрат, нехватке транспорта и повышению тарифов».
При этом, правда, выбирать какой-то другой путь — не через Беларусь — перевозчики не спешат.
«Транзит грузов через Беларусь — это традиционный и логичный маршрут доставки, большое количество пунктов пропуска, инфраструктура, — поясняет Евгений Дятлов. — Альтернативой является доставка грузов через Латвию, но там очереди еще больше».
«Поскольку ситуация с очередями на различных пограничных переходах с ЕС примерно одинаковая, перевозчики не желают безрезультатно проезжать больший километраж. К тому же, для проезда через страны Балтии требуется наличие дозволов», — подтверждает и Кирилл Латинский.