Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2020 года

Эксперты: резких скачков цен на топливо в 2019 году не будет, но процентов на 10 оно подорожает

19 октября 2018 г.22:19

По мнению экспертов топливо в 2019 году подорожает процентов на 10

Повышение акцизов на бензин и дизель с 1-го января 2019-го года не должно привести к резкому скачку цен на заправках, считают эксперты, опрошенные ТАСС. Механизм налогового маневра позволит нефтяникам частично компенсировать рост акцизов, объясняют они, однако подтолкнуть розничные цены на топливо может дальнейшее ослабление рубля и удорожание нефти.

Только российским властям удалось остановить рост цен на бензин в рознице, который произошел весной этого года на фоне увеличения цены нефти и девальвации рубля, как поднялся вопрос о том, что будет с ценами с 1-го января, когда планово в 1,5 раза поднимается топливный акциз и до 20% увеличивается ставка НДС.

По мнению Счетной Палаты, оба этих фактора приведут к резкому скачку цен на бензин и дизельное топливо с 1-го января, а Правительству придется пойти на дополнительные компенсации нефтяникам, чтобы сдержать рост цен.

С выводами Счетной Палаты соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев: «Акцизы занимают порядка 20% в розничной цене. То есть просто увеличить акцизы в полтора раза и чтобы бензин не подорожал хотя бы процентов на пять, это невозможно». По расчетам эксперта, увеличение акциза в утвержденных размерах даст примерно 8-процентную прибавку к цене бензина. А с учетом роста НДС до 20% рост составит не менее 10%.

Однако главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов полагает, что введение демпфирующего механизма, при котором государство будет компенсировать нефтяникам разницу между внутренней ценой и экспортной альтернативой, должно покрыть эту нагрузку. «При сохранении текущей цены нефти и курса рубля демпфер значительно превышает рост сбора. Акциз на автобензин увеличивается на 4,1 тыс. рублей на тонну, а демпфер на бензин составит более 10 тыс. рублей. Таким образом оснований для резкого роста цен на топливо в начале следующего года нет», — объясняет он.

Вклад волатильности рубля и нефти в динамику цен на бензин намного выше, чем потенциальное влияние акцизов, соглашается с ним аналитик АКРА Василий Танурков. «При сохранении текущей цены нефти и курса рубля можно ожидать в течение года роста цен в пределах инфляции (по прогнозам Министерства экономического развития инфляция в 1-м квартале 2019-го года достигнет 5,5% - прим.)», — считает он.

Не акцизом единым

Тем не менее дискуссии о том, зачем повышать топливный акциз в новом году, не прекращаются, ведь именно его снижение летом этого года помогло частично сдержать рост розничных цен. Так, на днях Федеральная антимонопольная служба сообщила о том, что предложила Правительству отменить повышение акцизов с 1-го января, чтобы снизить давление на розничные цены. Правда, через несколько часов после сделанного заявления ведомство его опровергло, пояснив, что речь шла об уже «неактуальном предложении».

По мнению Алексея Калачева, «заморозить» акциз — единственно правильное решение. «Заработает ли демпфер с 1-го января — еще большой вопрос. Что у нас начинало работать в должном режиме с первого дня? Могут начаться задержки с компенсациями, платежами. В этом случае за счет кого будет покрываться эта дыра, кроме как за счет цены?» — рассуждает он.

Сергей Ежов из Vygon соглашается, что статичный акциз был бы логичным решением, ведь в этом случае снижается дисбаланс между поставками топлива на экспорт и на внутренний рынок. Однако он напоминает, что в этом случае уменьшается финансирование региональных дорожных фондов, для которых акциз является основным источником пополнения.

Для финансирования строительства дорог можно было бы найти и другой источник, считает аналитик Раффайзенбанка Андрей Полищук. «Например, это можно делать за счет НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых - прим.). Дорожный фонд не такой крупный, и найти другие источники для его пополнения несложно», — говорит он.

Андрей Полищук соглашается с тем, что резкого роста цен на бензин с 1-го января не должно случиться, и отмечает, что более важными факторами является не столько акциз, сколько цена на нефть и курс национальной валюты. «Если цены на нефть и курс рубля останутся на текущем уровне, то цены на заправках должны расти все-таки выше инфляции. Но это не критичный рост. Демпфер, он все-таки половину роста акциза учитывает. Если демпфер заработает, то никакого резкого роста цен с 1-го января мы не увидим», — рассуждает он.

По его подсчетам, при среднегодовой инфляции в 4% цены на бензин в следующем году могут расти на 5-6%.