Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 2 квартал 2021 года

Эксперты признали убыточность продажи АИ-92 на АЗС

10 марта 2021 г.12:01

Эксперты признали убыточность продажи АИ-92 на АЗС

Существующая ценовая конъюнктура и регулирование топливного рынка в России создают условия, при которых реализация бензина АИ-92 является убыточной для владельцев автозаправочных станций, пишет ТАСС со ссылкой на исследование группы «Петромаркет» «Топливный рынок России». При этом оптовая торговля моторными топливами перестала приносить убытки НПЗ, а маржинальность сложных НПЗ в марте растет благодаря бюджетному субсидированию.

«Похоже, что при нынешней ценовой конъюнктуре и нынешнем регулировании рынка автобензина нефтяным компаниям никак не уйти от убытков при реализации АИ-92 через их собственные АЗС», — говорится в исследовании.

Ранее и в Российском топливном союзе отмечали, что оптовые цены на бензин близки к розничным, а в некоторых регионах даже их превышают, что делает розничный бизнес убыточным.

Основную причину этого видят в демпфирующем механизме, который был разработан для регулирования топливного рынка, однако сейчас, как считают эксперты, нуждается в корректировке.

Демпфер, в частности, работает таким образом, что при экспортных ценах на топливо выше внутренних условных государство компенсирует производителям часть этой разницы, однако в обратном случае уже нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. Обратный случай как раз таки произошел в прошлом году, когда из-за коронавирусных ограничений сократился спрос на топливо и мировые цены на него снизились. Как следствие, за десять месяцев нефтяные компании перечислили по демпферу в бюджет порядка 400 млрд. рублей.

При этом с конца года цена на нефть начала расти и нефтяники для компенсации своих убытков увеличили поставки на экспорт. В результате, на внутреннем рынке существенно сократились запасы топлива, уменьшилось предложение бензина на бирже и, соответственно, увеличились оптовые цены. В то время как розничные цены владельцы АЗС должны сдерживать в пределах инфляции.

На прошлой неделе из-за решения ОПЕК+ оставить в апреле без изменения текущие квоты на добычу нефти для всех стран, кроме России и Казахстана, цена нефти превысила 69 долларов за баррель, что, опять-таки, спровоцировало рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо.

Для стабилизации ситуации эксперты и представители нефтяных компаний предлагают скорректировать формулу демпфирующего механизма, изменив порядок определения внутренней условной цены, от которой рассчитывается размер компенсаций нефтяникам. Сейчас она устанавливается на законодательном уровне и каждый год повышается на 5% — выше инфляции и темпов роста розничных цен.

В свою очередь, Министерство финансов от корректировки демпфера пока отказывается (она предусмотрена только в 2024-м году), поскольку это чревато дополнительными расходами для бюджета. Однако сегодня, 10-го марта, должно состояться совещание вице-премьера Александра Новака с нефтяниками, где планируют рассмотреть и вопрос демпфера.

Вместе с тем рост цен на нефть и так обещает рост компенсаций нефтяным компаниям по демпферу. «Высокий уровень цен на АИ-92 и дизельное топливо в северо-западной Европе, зафиксированный в первую неделю марта, позволяет прогнозировать существенную прибавку к величине как бензинового, так и дизельного «демпфера» в текущем месяце», — пишут аналитики «Петромаркета» в своем исследовании.

По их расчетам, в случае, если стоимость АИ-92 и дизельного топлива в северо-западной Европе, а также курс доллара к рублю продержатся до конца месяца на уровне 5-го марта, бензиновый демпфер в расчете на 1 тонну реализуемого на рынке продукта вырастет на 3 810 рублей, до 7 780 рублей, а дизельный демпфер — на 1 950 рублей, до 4 130 рублей.